Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бизнес оценил работу правительства

Анна ДЕРЕВЯНКО: «За это время нельзя преодолеть коррупцию, нельзя навести порядок в фискальной, таможенной или налоговой сфере. Но этого достаточно для начала преобразований»
23 января, 2015 - 10:48
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Европейская Бизнес Ассоциация проанализировала, что произошло в регуляторном поле страны за первые 50 дней работы новой команды Правительства. Что положительно воспринял бизнес, а на что жалуется.

«50 дней — не срок для стратегических изменений, не срок, за который можно в корне изменить ту или иную систему. За 50 дней нельзя преодолеть коррупцию, нельзя навести порядок в фискальной, таможенной или налоговой сфере. Но этого времени достаточно для начала преобразований. Ежедневные, технические вещи, на которые не обращает свое придирчивое внимание широкая общественность и которые на первый взгляд могут казаться второстепенными, являются тем материалом, из которого строятся настроения и мнения бизнес-сообщества. Иногда отмена той или иной бюрократической преграды или устранение коррупционной схемы намного важнее для бизнеса, чем громкие заявления должностных лиц о системных преобразованиях. Многое из того, что было сделано, является спорным. Работать есть над чем. Мы продолжаем мониторить изменения, приобщаемся с экспертизой и практическим опытом бизнеса к процессу реформ с тем, чтобы рубеж в 100 дней мы встретили с лучшими настроениями...» — комментирует обзор исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.

В блоке «Что позитивного сделало правительство» члены ЕБА выделяют, во-первых, отмену лицензии на ввоз средств защиты растений. До сих пор импортеры, которые ввозили в Украину высококачественные средства защиты растений, необходимые в сельском хозяйстве, должны были проходить формальную процедуру лицензирования. Ее целесообразность и прозрачность вызывала сомнения, объясняют опрошенные ЕБА предприниматели. Мол, действующее законодательство и без того предусматривает надлежащие и достаточные средства контроля качества импортированных средств защиты растений — это их государственная регистрация и механизмы рыночного надзора. Обе процедуры отвечают политике ЕС в этой отрасли. Следовательно, необходимости в дополнительной бюрократической процедуре лицензирования импорта СЗР нет.

Во-вторых, повысилась презентабельность и профессиональность государственных деятелей Украины, что, безусловно, положительно влияет на имидж страны, а бизнес чувствует открытость к диалогу.

В-третьих, внедрены кассовые аппараты для отбеливания бизнес-процессов в среде плательщиков единого налога. По мнению бизнесменов, это поможет в борьбе с теневыми схемами и реализацией контрабанды. Ведь отныне все субъекты ведения хозяйства — малый, средний и крупный бизнес — должны обязательно использовать кассовые аппараты (или РРО).

Как говорится в описании исследования ЕБА, некоторые предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, нередко становятся участниками теневых схем ввоза и реализации контрабандной и контрафактной продукции. Среди других негативных последствий это способствует, в частности, повышению спроса на внутреннем рынке страны на нелегально ввезенные товары. Мы приветствуем такие изменения, ведь они будут способствовать детенизации экономики, создают справедливые условия для всех и полностью отвечают европейской практике.

В-четвертых, на одну бюрократично-коррупционную схему стало меньше: отменены письма-подтверждения от Минприроды об отсутствии в товарах (например, в косметических средствах) озоноразрушающих веществ. В ЕБА отмечают: раньше бизнес был вынужден тратить много времени на получение письма-подтверждения отсутствия озоноразрушающих веществ в товарах. Получить его можно было только в Минприроды, после проверки документов, а не товаров непосредственно, следовательно существовала возможность избегать процедуры лицензирования импорта товаров. К тому же вероятность получения отказа содержала в себе коррупционные риски.

В-пятых, принят новый Закон о технических регламентах и оценке соответствия по правилам ЕС. До сих пор разработка и применение технических регламентов для разных изделий и товаров регулировались весьма устаревшими нормативами, которые частично дублировали друг друга, не согласовывались между собой и не учитывали  отдельные положения Соглашения о технических барьерах в торговле от 15 апреля 1994 года и требования законодательства Европейского Союза (ЕС), утверждают бизнесмены.

Отметим, что жалоб у бизнесменов на работу правительства все-таки больше. Во-первых, члены ЕБА к «претензиям» отнесли невозможность купить иностранную валюту. С тем, чтобы, среди прочего, рассчитаться иностранной валютой по своим контрактам, компании вынуждены несколько недель находиться в очередях на ее заявку.

Во-вторых, вместо задекларированного Правительством снижения ЕСВ «белые» легальные компании получили увеличенный налог на прибыль и еще большую налоговую нагрузку. Мол, в результате принятого закона компании, которые платили белые зарплаты, получили увеличенный налог на доходы физических лиц с 17% до 20% на зарплату больше чем 14 тыс. грн. Вместе с тем «серые» компании, которые платят теневую зарплату в конвертах, получили от государства дисконт в размере 60% на ЕСВ.

В-третьих, дополнительный импортный сбор. У бизнеса множество вопросов без ответов: когда заработает дополнительный сбор, будет ли адаптационный период, как будет насчитываться сбор и др.

В-четвертых, по словам бизнесменов, Кабмин до сих пор не дает четкого понимания, какие населенные пункты входят в зону АТО — это сильно усложняет деятельность бизнеса на всем востоке страны. Также, отмечают в ЕБА, это не дает возможности использовать законодательно установленные временные мероприятия для поддержки предпринимателей на востоке — мораторий на начисление пени и штрафов, проведение проверок и автоматическое продление действия разрешительных документов.

В-пятых, ГП «Укрэкоресурсы» продолжает собирать около 30 млн грн ежемесячно с импортеров на утилизацию использованной тары и упаковки, хотя де-факто системы обращения с отходами до сих пор нет, отмечают в ЕБА. ГП «Укрэкоресурсы» должно разрабатывать и организовывать работу системы сбора, заготовки и утилизации отходов. Де-факто это предприятие является монополистом на рынке обращения с отходами упаковки в течение 14 лет. Все это время компании платят значительные средства за услуги по организации сбора, заготовки и утилизации использованной тары и упаковочных материалов (приблизительно 30 млн грн платится ежемесячно). Однако эффективной системы обращения с отходами наподобие европейских до сих пор нет.

Аналогичные схемы существуют во время ввоза в страну масел (олив), ведь импортер должен заплатить, в сущности, частной компании за услуги по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных масел.

И шестым пунктом, как ни странно, в ЕБА назвали создание монополии на рынке... природного газа. Постановление Кабмина №647 «О порядке закупки природного газа промышленными, энергогенерирующими и теплогенерирующими (...) предприятиями», говорят в Ассоциации, фактически создало монополистическую модель рынка природного газа. Постановление предусматривает, что промышленные, энергогенерирующие и теплогенерирующие предприятия, отмеченные в тексте этого документа, обязаны осуществлять закупку природного газа только в НАК «Нафтогаз України».

Підготувала Алла ДУБРОВИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ