Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История – защищает

Новация Минобразования о необязательном изучении ряда гуманитарных предметов в вузах вызвала решительное сопротивление общественности
23 января, 2015 - 12:13

В конце прошлого года министр образования и науки Украины Сергей Квит отменил приказ №642 «Об организации изучения гуманитарных дисциплин по свободному выбору студента» от 9 июля 2009 года, который устанавливал перечень обязательных дисциплин гуманитарной подготовки в вузе и их объемы. Теперь непосредственно каждый университет сам будет решать, какие непрофильные предметы сделать обязательными для всех специальностей, или избирательно  и тому подобное. По словам экспертов, это и является одним из признаков университетской автономии и правом университетов самостоятельно определять содержание программ. Впрочем, эта новость вызвала горячие дискуссии в обществе. В частности, тот момент, что теперь в перечень этих необязательных к изучению дисциплин попадает и история Украины. Как минимум изумление вызывает тот факт, что некоторые университеты могут отказаться от этого предмета, в принципе, определив его для себя как необязательный. Это тогда, когда в обществе наконец-то заговорили о неизученных уроках истории и их роли в сегодняшней ситуации на востоке страны. Мнения разделились.

ХУЖЕ, ЧЕМ НЕВЕЖЕСТВО?

Император Священной Римской империи и, в то же время, король Испании Карл (1516—1558) говорил в узком кругу самых близких людей: «У меня, как и у каждого монарха, есть, конечно, глупые чиновники; но я пытаюсь делать все, чтобы таких было как можно меньше, потому что иначе погибнет все государство!».

Сказано, понятное дело, грубо, без «политкорректности». Но, поистине, в наши судьбоносные времена достаточно часто попадают в «зону внимания» такие сообщения, что поневоле вспоминаешь слова этого, судя по всему, достаточно умного императора. Здесь уже не до «политкорректности»! Вот яркий пример. Коллегия Минобразования Украины приняла решение о прекращении преподавания исторических дисциплин в тех вузах, где история не является профильной дисциплиной. Стоит здесь сказать несколько слов.

Комментировать здесь не так просто. Разве не является очевидным, что и война, которая продолжается (и разгорается все страшнее) на Востоке, — это, в большой степени, следствие исторического невежества, слепоты и агрессивной денационализации определенной части нашего социума (и не только на Донбассе). Идет трагическая война  — а наше патриотическое, постмайданное Министерство образования принимает такого рода решение, которое вызывает... как бы это деликатно высказаться... удивление и смущение. Неужели чиновникам Минобразования неизвестно, что «инфильтрация» чужой исторической концепции в общественное сознание — это надежный путь к деморализации, дезориентации общества, и, в итоге (на последней стадии) — к крови? Это «подмена» мозга общества, и когда уважаемый государственный институт способствует этому, то поневоле возникает вопрос: это некомпетентность или сознательное нанесение вреда интересам государства? И не стоит ссылаться на кризис и войну; потому что и то, и другое достаточно в большой степени — следствие аналогичных решений «предшественников». Так что же, продолжаем их дело и в 2015-м году?

КОММЕНТАРИЙ

«МЫ НИЧЕГО НЕ ОТМЕНЯЕМ, А МЕНЯЕМ УДАРЕНИЕ И ВНЕДРЯЕМ ЗАПАДНУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ»

Сергей КВИТ, министр образования и науки Украины:

— Есть несколько уровней этой проблемы. Первый — этот социально-гуманитарный блок пришел на смену марксизму-ленинизму, он с самого начала рассматривался как идеологический, что людей нужно учить истории, политологии, философии, в этом, конечно, определенный идеологический смысл есть. Второе — мы приняли закон о высшем образовании, в нем со следующего года аудиторная нагрузка преподавателей должна уменьшиться с 900 до 600 часов в год. Это означает существенные изменения в учебном процессе, как в западных университетах. Студенты будут иметь меньше аудиторной нагрузки и больше самостоятельной работы, у преподавателей будет больше времени на научную работу, студенты же будут выбирать значительное количество предметов. Если мы уменьшаем нагрузку преподавателей и студентов, то не должно быть каких-то обязательных блоков, кроме тех, что касаются специальности. Это значит, что абсолютно все предметы должны быть на выбор, если они не для профильной специальности. Поэтому преподаватели и кафедры должны очень хорошо работать, чтобы продвигать свой предмет и делать его интересным.

И это в первую очередь касается технических, медицинских университетов, где гуманитарные и социальные дисциплины не являются профильными. Там есть большая проблема в том, что эти предметы излагаются неинтересно, если мы учим хирургов истории или политологии, то эти студенты хотят быстрее их сдыхаться, потому что это излагается по книге. Если университеты имеют автономию, то должны определяться, что для них главное, а что второстепенное. Наши граждане в этой проблеме имеют в виду прежде всего дело идеологическое. И я это понимаю, но при этих условиях идеологический компонент мы переносим на уровень школы. Со следующего года у нас заработает специальная программа национально-патриотического воспитания, вся система школьного обучения будет ей подчиняться, это не будет один какой-то предмет. Мы обращаем внимание на национальную символику, национальную историю, знаковые события — это воспитывается на школьном уровне. А когда человек становится студентом, учится на физика, инженера или врача, то здесь нужно ему правильно предложить дополнительные предметы. Поэтому мы ничего не отменяем, а меняем ударение и внедряем западную систему обучения. 

Подготовила Инна ЛИХОВИД, «День»

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ