Владимир Петрович свободно использует новейшие композиторские техники. В качестве дирижера Рунчак выступал со многими оркестрами Украины, России, Казахстана, Франции, Польши, Азербайджана и другими. Маэстро выступил в более чем ста мировых и украинских премьерах произведений современных композиторов, в частности в рамках основанной им концертной серии «Новая музыка в Украине». Как отмечает газета Frankfurter Allgemeine Zeitung:
«Владимир Рунчак нашел свой личный баланс между стилистическими, технологическими ограничениями и новой свободой. Из его произведений можно услышать мужество авторского выражения, которое выходит далеко за пределы принадлежности к какой-то отдельно взятой композиторской школе. Чисто авангардные средства являются для него только лишь средствами».
— Владимир Петрович, наблюдаете ли вы динамику и традицию в восприятии новой музыки городами Украины?
— Думаю, что да. Когда три-пять лет мы не бываем в каком-то городе, а затем приезжаем, то на концертах появляется больше людей... Это касается в большей степени небольших городов типа Луцка, Ровно, Винницы, Ивано-Франковска, Ужгорода. В крупных городах есть снобизм и напыщенность публики. Даже бывают случаи: мы оставляем ноты, кто хочет — их копирует, а затем мы приезжаем, подходит музыкант и говорит: «Я скопировал у вас ноты, поехал на конкурс в Польшу и выиграл премию». Мы и диски оставляем, и ноты оставляем, работы пишутся музыковедами. Это тот материал, который в библиотеке не возьмете. Потому что нам материал чаще покупают или берут в аренду какие-то наши зарубежные партнеры, которые нам заказывают концерты.
А украинский авангард... я думаю, сначала надо разобраться с понятием «авангард». Он для современной терминологии уже потерял свой смысл. Когда меня называют авангардистом или спрашивают об авангарде, я хочу знать, что вы вкладываете в это понятие — «авангард».
— Есть авангард как стилевое течение и, как уже признано музыковедами, оно закончилась. Но «авангард», если брать этимологию этого слова, — это «впереди», то есть это какие-то новации, поэтому в чем они заключаются в украинском искусстве?
— По-моему, это правильная позиция, но есть другие позиции, несколько устаревшие, что авангард — додекафония и другое. Шонберг — это начало ХХ в., сто лет весь мир играет его произведения, это уже классика. Она исполняется меньше, чем Бах или Чайковский, но каждому — свое. Иоганн Штраус звучит чаще, на всех вечеринках. Есть элитарная музыка, которая не может исполняться часто, потому что тогда эта музыка превратится в так называемую попсу. А «попса» никогда не может стать классикой, и классика никогда не может стать попсовой, потому что классика — это элитарное искусство.
Часто меня спрашивают, какой у меня стиль? Я не обязан определять себе стиль, это же не моя работа, а музыковедов. Сейчас очень открытое поле для того, чтобы украинская современная музыка и то, что нынче пишется нашими композиторами, была на уровне мировых стандартов. Во всяком случае, нет тотальных запретов. Сейчас только ленивый не захочет получить знания — или езжай, или пользуйся Интернетом, или списывайся с кем угодно. Поэтому для украинской музыки сейчас благодатное время, и нужно очень быстро идти, чтобы подняться до того уровня знаний, который мы утратили. Я не говорю сейчас о мере таланта, дающейся от Бога. Но для того, чтобы ты мог ее реализовать, нужно иметь современные знания на образовательном уровне.
— У вас есть тенденция к провокативным названиям, но жанровые стандарты вы все же используете?
— Втиснуть новую идею в старую форму невозможно! Новая идея «разрывает» старую форму. Например, в те произведения, которые пошли после Homo ludens IV, я уже специально вкладывал новую идею. Скажем, у меня есть произведение, которое называется «Антисонаты» №28, 29, 53 для фортепиано и кларнета. Была смешная история, когда регистрировал это произведение в немецкой организации по охране авторских прав. Там написали письмо: «Вы должны регистрировать все свои 53 антисонаты»! Типичные немцы, я им объясняю, что нет 52-й, нет 2-й. Это — абсурдистский вариант — «Антисонаты». Все же, абсурд абсурдом, но там очень много новых идей: там форма строится от отрицания сонатной формы.
— Вам как баянисту по специальности баянные произведения более по душе, или сейчас вы можете писать для любого инструмента?
— Баянное творчество — это моя любовь, но сейчас для баяна пишу очень мало. Просто появляются другие предложения. Знаете, отбили, честно говоря, охоту. Когда я писал для баяна много, то никто из баянистов не хотел играть эту музыку. Играли всевозможные обработки, транскрипции. Хотя я сделал парадоксальный вывод, что классические инструменты в настоящее время перестали развиваться или развиваются очень слабо. Почему? Найдите гения, который не написал для фортепиано, скрипки, хора или симфонического оркестра. Солисты на духовых инструментах, саксофон, например, развиваются очень активно, много композиторов пишут, а также друг другу помогают.
СПРАВКА «Дня»
Владимир Петрович РУНЧАК (12 июня 1960, Луцк) — украинский композитор, дирижер, баянист. В 1986 году закончил Киевскую консерваторию им. Чайковского как композитор, дирижер (класс профессора Гозулова) и баянист (класс профессора Ризоля). В 1992, 1993, 1995 годах посещал в Берлине Бранденбургский коллоквиум новой музыки, который вели П. Дитрих, Д. Шнебель, К. Губер, Ф. Глобокар, Е. Денисов. Лауреат Первой премии Республиканского конкурса баянистов (1984). В 1998 году организовал музыкальный коллектив «Новая музыка в Украине», с которым активно работает как дирижер, исполняя современную музыку украинских и зарубежных композиторов. Рунчак — член Национального союза композиторов Украины. Его произведения не раз исполнялись на международных фестивалях в Великобритании, Германии, Хорватии, Венгрии, Чехии и других странах.