Самолетик из пенопласта проносится над полем и тормозит на мягкой влажной земле. За беспилотником следят люди в камуфляже. Идет открытое занятие по боевой авиаразведке. «Это — учебный самолет. Он крепкий, и его легко увидеть в воздухе. Также он дешевый, стоит около ста долларов. Это важно, потому что курсанты иногда разбивают беспилотники. Нервничают», — рассказывает инструктор Школы операторов беспилотных летательных аппаратов Дмитрий.
Общественные активисты создали школу операторов дронов несколько месяцев тому назад. Скелет организации — студенты и выпускники Киево-Могилянской академии. «Студентка Киево-Могилянской академии Мария Берлинская пошла добровольцем в батальон «Айдар», занималась авиаразведкой. Мария предложила создать полноценные курсы по этому направлению, люди поддержали идею, — рассказывает координатор Школы от Ассоциации выпускников Киево-Могилянской академии Алексей Цебро. — Также приобщились спонсоры и производители беспилотников».
Школу организовывали с осени, а в конце января набрали первых учеников. Это бойцы подразделений, которые действуют на востоке Украины, в частности, 34-го батальона территориальной обороны, Добровольческого украинского корпуса, 93-й и 81-й бригад ВСУ. Обучение длится около месяца. Вместо экзамена — «производственная практика» на передовой. Если человек справится с боевой задачей, будет заниматься авиаразведкой в зоне конфликта.
«ВАЖНЫ МОТОРИКА И ОЩУЩЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ»
Сначала курсанты смотрят, как работают беспилотники. Потом две недели изучают теорию и получают дополнительные навыки по картографии, полевой медицине и другим направлениям. Еще две недели практикуются в поле с учебной техникой. Выпускник школы умеет расшифровывать полученные благодаря дрону данные и взаимодействовать с разными подразделениями, знает топографию.
Вообще, авиаразведка работает группами по несколько человек. Обычно, это пилот, штурман и два человека на смену. «Группа приезжает на местность, быстро разворачивается, запускает аппарат, снимает данные и быстро уезжает. Также должна быть небольшая группа прикрытия. Место, где находилась группа, вскоре могут обстрелять», — говорит Сергей из Добровольческого украинского корпуса, который учится в Школе операторов БПЛА. Важно, чтобы беспилотник был легким, потому что аппараты часто запускают вручную. Сложнее всего летать против ветра. Иногда аппараты ломаются: застревают в деревьях или «жестко» приземляются. В школе также учат ремонтировать самолеты. По словам бойца Сергея, основные «инструменты» — клей и скотч. Если повреждена микросхема, ее нужно паять.
«Курсы проходят в среднем 16 человек в месяц. Научить можно всех, это как езда на велосипеде. Важны моторика и ощущение равновесия. У нас обучаются люди разного возраста, парни и девушки», — говорит инструктор Дмитрий. Большая часть преподавателей в школе — кадровые военные, которые получили боевой опыт на востоке страны. Правда, летное дело преподают и гражданские лица с большим опытом в создании самолетов-разведчиков. Например, Дмитрий — кандидат в мастера авиамодельного спорта, занимается этим почти 40 лет.
САМОЛЕТЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ И ФЕРМЕРОВ
Курсы для операторов дронов — бесплатные. Главная проблема — нехватка материальной базы. Часто инструкторы обучают курсантов на своих моделях аппаратов. Случаются простои в занятиях, потому что самолетики разбиваются. Школа операторов БПЛА нуждается в спонсорах, которые будут покупать аппараты для выпускников. Также нужен комплексный учебный центр. «В Украине государство ничего не делало для развития авиаразведки. Только частные инициативы немного это поддерживали. Но авиаразведка должна активно развиваться», — акцентирует инструктор Дмитрий.
Активисты хотят сотрудничать с Министерством обороны. «Были в штабе воздушно-десантных войск, и они заинтересованы объединить наши усилия. Налаживаем контакты с Министерством обороны, чтобы работать под их эгидой, — говорит Алексей Цебро. — Нужен государственный заказ на обучение, аппараты, зарплаты инструкторам. У нас до сих пор нет таких специалистов и центров. К тому же на фронте операторы беспилотников могут помогать артиллерии, разведке и тому подобное».
Инициаторы Школы операторов БПЛА задумываются, как применять аппараты в мирных условиях. Оказывается, беспилотники интересуют не только воинов, но и фермеров. По словам Алексея Цебро, с курсами сотрудничает много конструкторов, но мало моделей аппаратов подходят для передовой. «Такие варианты оставляем для сельского хозяйства, там они очень полезны, — делится Алексей Цебро. — Военный беспилотник стоит дороже, там используются серьезные технологии защиты от перехвата сигналов. Аппарат для сельского хозяйства должен как можно ниже опускаться, чтобы, например, обнаруживать вредителей».