...Отвечая на вопрос корреспондента «Української правди», Виктор Ющенко сказал: «Я понимаю, что можно гневить, конечно, оккупанта Путина, который обезумел, но, с другой стороны, есть ощущение, что он пришел туда, где меньше всего украинского, где практически нет нашего языка, где нет нашей памяти, где нет нашей Церкви, где нет нашей культуры». Все правильно сказано. Но это обеспокоился курьер какой-то газеты, рабочий или селянин? Нет, эти слова принадлежат Виктору Ющенко, президенту Украины в 2005—2009 годах. А что же он сделал тогда, чтобы наш язык, церковь, культура пришли в Крым и на Донбасс? А ничего, сам в этом сознается, хоть должен был быть не наблюдателем, а должен был вмешаться, чтобы исправить такое положение, назвать пути его решения, кому и что нужно выполнять. Ведь он был Главой государства, а государство, как это указывается в учебнике «Основи правознавства» (Киев, 1997), «осуществляет политическое, экономическое, идеологическое руководство обществом, управляет общими общественными делами, выполняет внутренние и внешние свои функции».
И как же оно у нас их осуществляет? Верховная Рада Украины определяет принципы внутренней и внешней политики, и они становятся известными всем нашим гражданам. Экономикой опекается соответствующее министерство, и за последние годы здесь нет достижений, напротив, наблюдается спад производства, потому готовятся реформы и есть надежда, что они будут успешными. А вот относительно идеологии, то создается впечатление, что она, как и пропаганда, брошена на произвол судьбы, для нее нет сил да и некому проявлять свои способности. Телеканалы у нас — коммерческие, газеты тоже в большинстве имеют своих владельцев. А раз таким образом средства массовой информации распределены, то их уже не могут получить другие люди, например, бывшие политзаключенные, творческие работники, отдельные граждане с четко проявляемой патриотической позицией. Вот и последствия — редко в них появляются материалы, касающиеся правовых, хозяйственных, экологических знаний, а также о том, как придерживаться здорового образа жизни, зачем нужно защищать природу. О преодолении же колониального наследия прошлого можно и не вспоминать, никого эта тема и не привлекает.
У наших журналистов нет цензуры, они считают, что можно писать о чем угодно и в этом они уравнялись с иностранными коллегами. Но здесь есть своя особенность. Дает о себе знать то, что европейские или американские журналисты свободны в выборе тем, они имеют свое виденье развития событий, но никто из них не станет презирать национальные ценности своего народа, его язык, культуру, обычаи и традиции, гордость и славу прошлого, деятельность исторических лиц. Есть его личные взгляды и убеждения, а есть еще и общественное мнение, и оно не замешкается со своими оценками, когда увидит в любых журналистских писаниях что-то не подлежащее восприятию, нарушение общепринятых в обществе норм и правил. Поэтому журналисты там берегут свою репутацию, чтобы не попасть в неудобное положение.
Украина, неоднократно на это указывалось, не имеет своей стратегии развития. Почему? Неужели это такая сложная задача, что с ним не могут справиться не только отдельные специалисты, но и коллективы институтов? Да, не могут, и не справятся, хоть будут сидеть с утра до вечера только над одним-единственным поручением. Потому что стратегия развития страны тесно связана с государственной идеологией, а нет такой идеологии — нет и стратегии, а в итоге и государства, потому что государств без идеологии не существуют. Идеологическая многогранность, которую у нас считают чуть ли не достижением, это, при отсутствии собственной идеологии, то же, что прятать голову в песок, отбиваться изо всех сил от обязательных и непременных требований. Разве мы не видим, что принесло нам сначала информационное наступление «Русского мира» в Крыму и на Донбассе, после которого двинулись вперед танки и пушки?
Пока что нас спасает патриотизм населения, наших военных и волонтеров на фронте. Однако бесконечно так продолжаться не будет. Без своей национальной идеологии, ее обоснования и пропаганды, Украина обречена на разрушение, отсталость, быть территорией для обогащения отдельных лиц или группировок, а в дальнейшем станет и легкой добычей кого-то более сильного. Она у нас есть, но находится все еще на обочине нашего развития. Поэтому в повестке дня — духовный и интеллектуальный подъем, который должен стать залогом строительства национального государства украинского народа.
Недавно создано Министерство информации, хотя и нашлись такие люди, что чуть ли не с кулаками выступали против. Какие действия этого министерства — увидим позже. Становление же общественного телевидения должно проходить при его непосредственном участии, только на государственном языке, иначе будет то, что на коммерческих телеканалах — зарабатывание денег, пренебрежение к запросам общества, свой игрушечный мир. А на перспективу стоит уже сейчас задуматься над созданием мощных журналистских телеобъединений со своей собственной базой.