Украина заняла 133-е место из 148-ми в рейтинге американских исследователей, которые опросили водителей полторы сотни стран мира: довольны ли они своими дорогами. Довольными оказалось лишь немного более четверти, сообщает ТСН. Позади Украины оказались африканские государства, Молдова и Монголия.
В Укравтодоре признают, что в соседней Беларуси, которая вырвалась в первую половину списка (67-е место), финансирование на километр пути вдвое-втрое больше, чем в Украине. А на то чтобы отремонтировать все украинские дороги такими темпами, как в настоящее время, потребуется по меньшей мере 85 лет.
«Дорожные протесты», равно как и наше бездорожье, которому не помог футбольный чемпионат, — поистине уникальное явление в Европе. Трудно поверить, что высшее руководство государства, которое, по всей видимости, выезжало за украинскую границу, знает реальное состояние бездорожья в нашей стране. Поскольку проблема в настоящий момент угрожающая до такой степени, что уже делает невозможной нормальную жизнедеятельность. От бездорожья страдает предпринимательство, здравоохранение, образование, семейные отношения и даже обычная повседневная жизнь. Если бы Счетная палата подсчитала только прямые суммарные убытки страны от бездорожья — мы бы просто ужаснулись! Это настоящий «бермудский треугольник» немотивированных убытков для экономики. И кому угодно известно, и это уже проверено практикой многих стран, что если и наводить порядок, то начинать следует именно с дорог.
Как можно открыть магазин, когда невозможно доставлять товар? Как довезти до госпиталя больного, который пострадал от инсульта или сердечного приступа? Как добраться пожарникам до места возгорания, если скорость движения автоцистерны не может превышать 20 км/ч?
Поэтому не удивительно, что в таких условиях появились «дорожные» протесты. Люди поневоле выполняют одну из более важных функций — контрольную. Каждый служащий должен понимать, что протесты — это не болезнь, которая уже наскучила, это проблема, которая почему-то не решается в привычном режиме. Поэтому что закрывать на нее глаза, что отмахиваться общими заявлениями — весьма нерационально. Что в арсенале возможных действий: улучшение состояния дел, попытки что-либо изменить и даже — обстоятельный разговор с людьми. Невооруженным глазом и неспециалисту видно, что система содержания и эксплуатации дорог оказалась нежизнеспособной, неэффективной, и есть подозрение — еще и коррупционной. Нужно ли стремиться сохранить это любой ценой?
Что же чаще всего делает власть, которую трудно за это уважать? Возникает искушение: не попробовать ли запугать людей? И вот уже звучат из уст некоторых глав ОГА или их заместителей угрозы открыть уголовное дело. А может, и не одно. Это так, как будто прокурор ожидает указаний и не знает, что ему делать. Но если уже есть команда — здесь машина заработает! По устным указаниям — откровенное документирование и видеосъемка с идентификацией участников. Для обострения ситуации можно поставить регулировщика, который, вопреки Правилам дорожного движения, будет побуждать водителей ехать, не обращая внимание на людей. Можно и иным путем противопоставить, натравить друг на друга протестующих и другие группы граждан.
Дальше вызовы к стражам порядка и попытки взять «объяснение». Для милиции подобные дела — словно «пятое колесо» в телеге: тотальное давление непременно даст результат. Вот если бы еще выловить «инициаторов»! Кто-нибудь таки признается что «пикетировал дорогу», хотя в действительности лишь «переходил дорогу в установленном месте». Какой-то водитель в сердцах напишет, что ему помешали в нормальном движении. А еще если кто-нибудь из участников пикета получает зарплату из бюджета или еще хуже — находится на злосчастном переходе в рабочее время — здесь уже все набирает серьезные обороты. Неужели так сладко перефразируется для власть предержащих высказывание МЧСников: «Предупредить — значит предотвратить» в его антипод: «Запугать, чтобы избежать»?
А если бы с таким же рвением и напором все эти «стражи» порядка и «руководители» взялись за изучение положения дел в дорожной отрасли, выучили бы Правила содержания и эксплуатации дорог, поинтересовались, куда и на что тратятся средства, то, наверное, увидели бы, что государственные служащие, государственные службы, государственные предприятия систематически, откровенно и организованно нарушают действующее законодательство. И нарушения эти имеют системную основу, потому и требуют взвешенных и комплексных решений. На это нужно решиться.