Единственный лоукост, работающий в Украине, прекращает свою деятельность. «С 20 апреля 2015 Wizz Air Hungary будет выполнять всего восемь рейсов в Украину и из Украины — в Будапешт, Лондон, Кельн, Дортмунд, Гамбург, Катовице, Ларнаку и Мюнхен. Пассажирам, которые купили билеты на эти рейсы на даты с 20 апреля 2015 года, необходимо перебронировать перелет через авиакомпанию Wizz Air Hungary», — говорится в официальном сообщении компании. Параллельно закрываются маршруты в Барселону, Валенсию, Кутаиси, Москву, Милан, Неаполь, Венецию. Пассажирам, купившим билеты на эти рейсы, возместят их полную стоимость, сказано в сообщении.
Выход Wizz Air, по мнению генерального директора авиакомпании «Atlasjet Украина» Сергея Пидгородецкого — это результат формирования Госавиаслужбой правил игры под одного игрока — компанию МАУ. Каждый авиаперевозчик работает в определенном сегменте, говорит он, организовывая свою работу так, чтобы компенсировать расходы. Для Wizz Air, объясняет он, важно было получить частоты на осуществление полетов в Будапешт и Бухарест, где расположены их воздушные базы. Впрочем, ситуация с их распределением в Украине выглядит странной, по словам Пидгородецкого, мол, есть свободные частоты в Польшу у МАУ, которые компания не используют, но при этом не дают доступ к ним другим игрокам. Сергей Пидгородецкий считает, что Wizz Air просто не дали возможность реализовать свои планы в Украине.
Председатель Госавиационной службы Украины Денис Антонюк не видит вины ведомства в том, что произошло. «Мы еще не получали информацию о дальнейших планах Wizz Air, но со своей стороны не создавали компании никаких препятствий для полетов, им были открыты все дороги. Поэтому, вероятно, это коммерческое решение», — говорит он.
Отбрасывает обвинение в монополизации рынка и глава наблюдательного совета и совладелец МАУ Арон Майберг. «Причина того, что компания приняла решение уйти с нашего рынка, — в том, что наш рынок очень слабый. В прошлом году он обвалился на 40%. При этом количество иностранцев, которые к нам летают, сократились более чем на 40%. Скорее всего, оценив риски, они поняли, что в нынешней ситуации нет смысла инвестировать», — говорит он. По его мнению, рынок не пострадает: цена билета зависит от стоимости нефти и курса доллара. А вот по аэропорту «Жуляны» это нанесет большой удар.
Другие участники авиарынка придерживаются иного мнения. Председатель правления Ассоциации авиаперевозчиков Украины Николай Марченко говорит, что, учитывая новые правила перераспределения частот на полеты, которые готовит Госавиаслужба и которые пишутся под одного игрока, — это прямой путь к монополизации, диктату цен, снижению конкуренции на авиарынке.
«Главная задача министерства инфраструктуры поехать и «дожать» Британию и Испанию, чтобы они подписали с Украиной договор об «открытом небе». Тогда появится реальная конкуренция в Украине, и сюда придут крупные авиаигроки, такие как «Люфтганза», «Британские авиалинии», — говорит народный депутат, бывший министр транспорта Виктор Бондар. По его словам, в таком случае произойдет увеличение рейсов, в том числе и внутренних. «А сегодня, когда региональный аэропорт принимает 5—10 рейсов в день, на это количество пытаются «повесить» всю стоимость содержания аэропорта», — отмечает он. Почему ЕС не спешит создавать с нами «единое» небо? «Ответ простой, — наши авиакомпании заберут часть рынка, потому что стоимость украинского билета ниже, чем европейского».