Ирина Влах одержала уверенную победу на выборах главы Гагаузской автономии в составе Молдовы и стала первой женщиной на этом высоком посту. Она сняла все вопросы о победителе уже в первом туре, оставив далеко позади своих конкурентов. Ирина Влах набрала 51,11% голосов избирателей, а ее ближайший конкурент Николай Дудогло — 19,05 %.
Когда на страничке Ирины Влах в социальной сети Facebook появился слоган «Быть вместе с Россией в наших силах», то стало ясно, что поездка в Москву, где она встречалась с председателем Госдумы России Сергеем Нарышкиным, а позже — и с председателем Совета Федерации РФ Валентином Матвиенко, ей удалась, и она заручилась поддержкой Кремля. Концерт группы «Любэ» в Чадыр-Лунге (второй город по величине в автономии) за день до голосования тоже не был случайным. Николай Расторгуев спел свои хиты, в том числе и песню «Прорвемся».
Так куда будет прорываться сама Гагаузия с новым лидером? Стоит ли спешить объявлять Ирину Влах марионеткой Кремля? Сможет ли Комрат (столица автономии) перезагрузить свои непростые взаимоотношения с Кишиневом?
Наверное, делать какие-либо утвердительные выводы еще рано. Еще не остановился агитационный поезд, не стихла предвыборная риторика, не рассеялся туман обещаний.
Гагаузская автономия в составе Молдовы — это не искусственное Приднестровье и не фейковая Новороссия. В статусе непризнанной республики Гагаузия пробыла совсем недолго (1990 — 1994 гг.). В декабре 1994 года парламент Молдовы принял Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», наделивший регион с компактным проживанием гагаузов на юге Молдовы правами автономии, а в 1999 году, после проведения административной реформы, АТО Гагаузия окончательно закреплено в конституции Молдовы.
Москва сделала орудиями воздействия на новые независимые государства не только непризнанные и самопровозглашенные территории, но и реально существующие автономии, национальные движения. При Путине непризнанные республики и автономии стали инструментом политики, направленной на реставрацию советской империи путем вовлечения постсоветских государств в Таможенный и Евразийский союзы.
На фоне активности России в Гагаузской автономии бросается в глаза невнимание Украины к данному региону. «Украина должна активизировать сотрудничество с автономным территориальным образованием на юге Молдовы — Гагаузией. Сегодня это стратегически важный вопрос, который необходимо решать в пользу украинских интересов», — заявил на днях депутат Одесского областного совета с гагаузскими корнями Юрий Димчогло.
«Без особого внимания как со стороны украинской власти, так и со стороны СМИ остался сам предвыборный процесс в соседней нам Гагаузии. К слову, из 70 международных наблюдателей на выборах башкана лишь один был представителем Украины. А между тем в Украине проживают более тридцати тысяч гагаузов», — продолжает Димчогло.
Следует добавить, что украинские гагаузы проживают в смежных районах с молдавскими гагаузами, которых разделяет лишь украинско-молдавская государственная граница и которые до сих пор сохраняют достаточно тесные связи. А, учитывая активное присутствие интересов Кремля в Гагаузии, что открыто показали последние выборы, это напрямую касается стабильности не только в Молдове, но и в самой Украине.
Сегодня нельзя упустить возможность построить нормальные взаимоотношения с новым главой Гагаузии. При этом нужно учитывать то обстоятельство, что любой человек, избранный на пост главы автономии, вынужден подстраиваться под те реалии, которые формируют в сознании гагаузского избирателя российские СМИ, доминирующие в регионе и создающие среди избирателей Гагаузии стереотип, которому должен соответствовать кандидат на должность башкана. Укрепление торгово-экономических связей, участие в совместных проектах создадут дополнительные возможности как для Украины, так и для Гагаузской автономии, в целом — Молдовы, и станут залогом стабильности в этом регионе.
Михаил Формузал (предшественник Ирины Влах) сделал все возможное для того, чтобы за последний год отношения Кишинева и Комрата стали критическими. Сначала он довольно успешно старался привлекать в регион турецкие и европейские инвестиции. Но к окончанию пребывания на посту главы автономии создалось впечатление, что последнее время он действовал только по московской методичке. Формузал продавил в регионе референдум-опрос, который имел ничтожный юридический характер, но на котором жители автономии высказались за вступление в путинский Таможенный союз. Завершение каденции Формузала в должности башкана запомнилось многочисленными скандалами и интригами. Последние два года им очень мало было сделано для автономии, для гагаузского языка, для лоббирования интересов автономии в правительстве Молдовы, в состав которого башкан входит автоматически.
Весь свой пыл Формузал растрачивал на раскачивание гагаузской лодки, открыто участвуя в геополитических раскладах Кремля. Учитывая, что в Молдове нет организации «Правый сектор», населению автономного образования рассказывали про ужасы европейской интеграции, где жителей Гагаузии мужского пола переженят между собой, а оставшихся отдадут в румынское рабство.
Ирине Влах придется заново выстраивать отношения не только с Кишиневом, но и внутри самой Гагаузии. Народное собрание Гагаузии (законодательный орган) обладает рядом важных полномочий и может ограничить власть главы автономии. От способности Влах найти общий язык с Народным собранием и Кишиневом, зависит ее успешная работа в высокой должности.
Без экономических преобразований, движения в сторону реальной автономии, возможностей финансировать национальные проекты, политическое будущее нового башкана в один миг может стать туманным.
Госпожа Влах, без всякого сомнения, сохранит пророссийскую риторику, продолжит марши с георгиевскими флагами и лентами, будет помпезно отмечать майские праздники, но без внятной экономической и социальной политики, хороводы с флагами и символикой чужой страны могут жителям автономии просто надоесть.
У Украины есть свой горький опыт, когда российские телевизионные пропагандисты — киселевы и соловьевы — круглосуточно извергают фонтаны абсурда и лжи так, что Украине пришлось возвращать лояльность собственных граждан.
Надо понимать, что и гагаузская автономия попала в жернова кремлевской пропаганды, которая пытается наполнить жизнь гагаузов чужими смыслами и вкусом чужих побед, играя на ностальгии жителей автономии о советских временах.
Объятия «русского мира» всегда заканчиваются одинаково. Олег Газманов, который тоже колесил по автономии во время предвыборной кампании, и Николай Расторгуев пропоют гагаузам песни из своего унылого репертуара; Николай Валуев даст уроки бокса спортсменам Гагаузии; Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко сфотографируются с будущим башканом... Ну а когда России становится слишком много, то тут могут появиться господа вроде гиркина-стрелкова, и тогда уже может не хватить места самим гагаузам...
А такой посыл автономии и всей Молдовы фактически уже сделал господин Рогозин, заместитель председателя правительства России. После выборов в Гагаузии, он открыто заявил: «Эти выборы имели для нас большое значение с точки зрения укрепления позиций России в Молдове». А мы добавим — и для недопущения евроинтеграции Молдовы. Вспомним показательный эпизод, на который тогда мало кто обратил внимание, когда Дмитрий Рогозин в разгар Евромайдана в декабре 2013-го приезжает в Украину и едет... «инспектировать» предприятия ОПК на востоке Украины. Что произошло дальше — все прекрасно знают. Явная активизация Рогозина в данном регионе (с 2012 г. он также является специальным представителем президента РФ по Приднестровью) неспроста. Украине и Молдове нужно быть начеку. А лучше действовать.