30 марта в Украину прибыла делегация в составе пяти конгрессменов США, которые входят в комитет по делам вооруженных сил палаты представителей. Согласно программе визита, американские законодатели планируют встретиться с высшим руководством страны: Президентом, премьер-министром, министром обороны, первым заместителем председателя Верховной Рады и руководством СНБО. С одной стороны, конгрессмены хотят услышать от украинского руководства пути решения конфликта на Донбассе. С другой — они ознакомят «хозяев» с динамикой прохождения законопроектов в Конгрессе, в том числе относительно предоставления Украине вооружения.
Начали конгрессмены свой визит достаточно необычно — с посещения Национального музея «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине».
После экскурсии руководитель делегации — председатель комитета по делам вооруженных сил Мак Торнберри — дал эксклюзивное интервью «Дню». В частности он объяснил, почему именно этот музей избрали конгрессмены для посещения.
«ЕСЛИ МЫ ЗАБУДЕМ О ГОЛОДОМОРЕ И ПОЗВОЛИМ ДРУГИМ ЗАБЫТЬ, ТОГДА ОН МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ»
— Я не знал, сколько людей умерло во время Голодомора. Когда мы услышали об этом музее и ужасных страданиях, которые происходили в 1932—1933 годах и то, что подобное происходит и в настоящее время, то захотели побывать в нем. Для всех нас очень важно знать и помнить о жестокости, которую один человек может причинять другому. Если мы забудем о Голодоморе и позволим другим забыть, тогда он может повториться.
— Нынешнее посещение музея углубило это убеждение?
— Конечно, например, преимущественно в мире знают о том, что в период Холокоста погибло 6 млн. евреев, но многие страны не знают, сколько людей погибло от Голодомора в 1932—1933 годах.
Я думаю, что Музей Голодомора дает много знаний об этом. Он организован таким образом, что вы действительно можете «почувствовать» огромное страдание людей.
— Я знаю, что ваше первое образование — бакалавр истории. Что вы учили по истории Украины?
— Я знал немного об истории Украины. Я был здесь почти 20 лет тому назад, и с этого времени здесь много изменилось.
Но существует важная часть истории Украины, о которой людям в мире известно мало. Это в частности касается масштаба голодомора, который специально был устроен «советами», и в результате которого погибло много миллионов людей.
— Господин Торнберри, вы, наверное, знаете, что Украина в обмен на гарантии безопасности отдала 1450 боеголовок, которые были ориентированы на США.
— Именно в связи с этим я почти 20 лет тому назад был здесь, когда эти боеголовки были переданы России. США помогали уничтожать пусковые установки и превращать их в «зеленую зону».
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОРУЖИЯ И ВЫЗОВ КОНГРЕССУ
— Но считаете ли вы адекватным ответ нынешней администрации Белого дома на российскую агрессию, аннексию Крыма, принимая во внимание, что в Будапештском меморандуме США гарантировали территориальную целостность Украины? Что должно быть сделано, чтобы остановить Путина и заставить его вернуть Крым?
— Я считаю, что мы должны увеличить давление на Россию и предоставить украинскому правительству оружие, чтобы ваша страна могла себя лучше защищать. Некоторые люди в США выражают обеспокоенность, что с увеличением количества вооружений увеличится страдание людей. Я же убежден, что украинцы в состоянии и хотят защищаться, потому им нужно предоставить возможность защищаться против такой агрессии лучшим вооружением.
— Господин Торнберри, вы были одним из инициаторов резолюции палаты представителей, которая была принята 23 марта, с призывом к президенту США предоставить Украине вооружение. И также вы вместе с демократом-конгрессменом Смитом предложили в конце февраля законопроект по предоставлению Украине вооружений на сумму 1 млрд долларов. Какая ситуация с этим законопроектом?
— Этот законопроект свидетельствует о том, что обе партии в Конгрессе считают, что мы должны давать больше вооружений Украине. И одним из вызовов нашей системе есть то, насколько Конгресс способен требовать от президента сделать то, чего он не хочет делать. Как вы вспомнили, мы проголосовали за резолюцию, которая получила абсолютную поддержку и отмечает, что президент должен предоставить вооружение. И мы будем продолжать искать пути продвигать наши законопроекты, законодательство, чтобы это состоялось. Но, я считаю, что США должны помочь Украине в экономической сфере. Впрочем, по моему мнению, безопасность — самое важное для нас.
КОНГРЕССМЕН МАК ТОРНБЕРРИ СТАЛ ЕЩЕ ОДНИМ ЧЛЕНОМ ЭЛИТНОГО КЛУБА ЧИТАТЕЛЕЙ «ДНЯ». НАПОМНИМ, КНИГУ «УКРАЇНА INCOGNITA . ТОП-25» УЖЕ ЧИТАЮТ: СЕНАТОР ДЖОН МАККЕЙН, ПРЕЗИДЕНТ ЛИТВЫ ДАЛЯ ГРИБАУСКАЙТЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ США В ООН САМАНТА ПАУЭР И МНОГО ДРУГИХ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ МИРА
«МНОГО ЧЕГО ПОСТАВЛЕНО НА КАРТУ ДЛЯ НАТО... В ВАШЕЙ СТРАНЕ»
— В прошлом году палата представителей и сенат проголосовали за «Закон в поддержку свободы в Украине». Но из данного закона была изъята статья 7, которая предусматривала предоставление Украине статуса главного союзника США не члена НАТО. Стоит ли вернуться к этому вопросу в настоящее время?
— Я считаю, что все страны-члены НАТО понимают то, что происходит в Украине, будет иметь важные последствия для Альянса. Поэтому многое поставлено на карту для НАТО в вашей стране. Независимо от того является ли Украина членом НАТО, или нет.
Предоставление статуса имеет смысл, но факты на месте очень важны для всех стран, чтобы оказывать сопротивление такой разновидности агрессии, которая является грубой и ведет к большим человеческим страданиям. И визит в этот музей напоминает нам всем, что много обычных людей страдает от такой агрессии, которая происходит сегодня в Восточной Украине.
— Конгрессмен Майк Роджерс, который в настоящее время в составе делегации, находясь несколько месяцев назад Киеве, сказал, что вместо статуса главного союзника законодатели будут работать над сближением Украины с НАТО.
— Думаю, что однажды этот вопрос мы рассмотрим. Но сегодня мы не должны задерживать предоставления помощи Украине, потому что здесь развивается серьезный кризис.
— Буквально на днях аналитик Американского внешнеполитического совета Стив Бланк написал статью, в которой отметил то, что Путин еще с конца 2004 года планировал захват Крыма и агрессию против Украины. И что это вовсе не было импульсивное решение российского лидера, как об этом заявил президент Обама в интервью GPS. Что вы думаете по этому поводу и какие выводы нужно из этого делать?
— На мой взгляд, невозможно кому-либо из нас заглянуть в голову Путина. Иногда это не имеет значения, потому что он делает то, что хочет делать — без любой причины на это. Важно, чтобы такой агрессии оказывать сопротивление как в Украине, так и в других странах мира.
— А как это можно сделать?
— Прежде всего, это должна быть военная помощь в виде учений и предоставления вооружений. Во-вторых, предоставление Украине экономической помощи, а также помощи беженцам.
И здесь в музее часть экспозиций была посвящена помощи США в 1920-х годах для тех, кто страдал от голода. Насколько мне известно, в настоящее время 1 млн людей были вынуждены покинуть свои дома в Украине из-за российской агрессии. Существует немало способов, как мы можем помочь. Впрочем, на мой взгляд, очень важна военная помощь.
«Я ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОРАЖЕН ОТВАГОЙ И РЕШИТЕЛЬНОСТЬЮ УКРАИНСКОГО НАРОДА»
— Существуют ли другие способы относительно замены Будапештского меморандума другим договором, который бы гарантировал безопасность и территориальную целостность Украины, может быть, союз между Украиной и США?
— Весьма возможно. Но достигнутые договоренности должны выполняться. Согласно Будапештскому меморандуму страны согласились: если Украина отдаст ядерное оружие, ее территория будет сохранена, но сегодня Россия этого не соблюла. И потому перед всеми странами стоит задача — дать «задний ход» этой агрессии.
— Что бы вы хотели пожелать украинцам через нашу газету?
— Я очень поражен отвагой и решительностью украинского народа. Если вспомнить все, что пережили украинцы, а это показано в музее, и то, что происходит в настоящее время, то это добавляет мне еще больше уважения к украинскому народу. А это также помогает мне решительнее отстаивать то, что украинцы нуждаются в помощи и не могут оставаться в одиночку. Потому что они страдали много и борются за то, что сегодня является правильным и справедливым для нас, и потому их нужно поддержать.
— Можете вы дать прогноз, кто будет следующим президентом США?
— Я не знаю (смеется). Это очень хороший вопрос, но думаю, что никто не знает об этом. И никто не знает даже, кого нужно будет поддерживать.
— Некоторые эксперты в США мне говорили, что они считают дни, когда закончится срок нынешнего президента.
— Я понимаю их (смеется).