Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто подтолкнул цены?

АМКУ постфактум расследует роль в подорожании продуктов крупнейших торговых сетей
31 марта, 2015 - 12:59
Кто подтолкнул цены
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Тринадцать крупнейших торговых сетей страны получили обязательные для рассмотрения рекомендации Антимонопольного комитета снизить розничные цены на продовольствие до уровня, существовавшего до начала паники среди покупателей. Проверив супермаркеты в крупнейших городах Украины, АМК пришел к выводу, что сети в отдельных случаях допускали завышение цен на некоторые группы товаров. Это, сообщают в пресс-службе ведомства, в конечном итоге подтолкнуло к дальнейшему росту цен по всей стране.

«Предварительный анализ полученной от торговых сетей информации показал, — отмечают в АМК, — что отдельные торговые сети в вопросе ценообразования на некоторые продовольственные товары допустили рост розничных цен опережающими темпами». Так, при повышении закупочной цены на гречневую крупу на 16% розничные цены выросли на 39%. Изменение закупочной цены на муку пшеничную на 58% вызвало скачок в рознице на 70%. Даже при сохранявшейся в течение февраля закупочной цене на соль розничные цены на нее возросли на 13%. «То есть, средняя маржа между закупочной и розничной ценами на отдельные продовольственные товары в период повышенного спроса выросла более чем на 50%», — объясняют в АМКУ. С учетом существенного влияния торговых сетей на ценообразование это позволило сделать вывод, что именно их поведение и подтолкнуло рост цен по всей Украине.

В то же время, в комитете считают, что сегодня есть основания для снижения розничных цен на основные продовольственные товары. В частности, это можно прогнозировать в связи с наблюдающейся тенденцией к стабилизации официального курса гривны к иностранным валютам, а исходя из снижения оптово-отпускных цен — на продовольствие и на горюче-смазочные материалы. В подтверждение своей позиции АМКУ приводит данные консалтингового агентства «УкрАгроКонсалт», согласно которым оптово-отпускные цены на сахар по состоянию на 18 марта снизились на 30%, на масло подсолнечное — на 23,4%, на муку пшеничную высшего сорта — на 10%.

Свои обязательные рекомендации АМКУ выдал сетям «ПАККО-холдинг», «Фоззи-Фуд», «Фуршет Центр, «Фудмаркет», «Билла Украина», «ЭКО», «АТБ-маркет», «Метро Кэш энд Керри-Украина», «Ашан Украина Гипермаркет», «Омега», «Таврия Плюс», «Таврия-В», «ТМ «Барвинок». О результатах рассмотрения этих предписаний комитета торговые сети должны отчитаться в десятидневный срок.

Недавно АМКУ обещал проверить 30 аптечных сетей. «По лекарствам сейчас готовится технологическая карта, получаем ответы из 30 аптечных сетей, и посмотрим. Я думаю, что по какому-то количеству аптечных сетей, которые в этот период завышали цены, точно будут открыты дела», — сказал исполняющий обязанности главы АМКУ Николай Бараш. Он утверждал также, что аналогичные проверки будут проведены на рынках нефтепродуктов и продовольствия. Ранее АМК, изучив рынки социально важных товаров, в частности хлеба и хлебобулочных изделий, подтвердил рост цен на этом рынке в среднем на 3,5% и рекомендовал субъектам хозяйствования воздержаться от необоснованного повышения цен. Обеспокоила АМК также ситуация на рынке водоснабжения и контроля потребления воды. Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сфере электроэнергетики и коммунальных услуг, рекомендовано провести дополнительную проверку счетчиков воды.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ