Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто прячется в «Звичайнику»?

Этнограф Лилия Мусихина успешно дебютировала в художественной литературе
2 апреля, 2015 - 15:27

Художественный дебют Лилии Мусихиной с названием «Звичайник» оценили на конкурсе «Коронация слова» и присудили четвертое место, через несколько месяцев он увидел свет в издательстве «Дуліби», а впоследствии опубликованная книга вошла в «длинный список» «Книги года Би-Би-Си-2014». Что скрыто за таким легким стартом?

Буквально год-два назад тернополянка Лилия Мусихина ворвалась в мир нон-фикшн литературы со своими исследованиями «Магія гір. Чарівне в житті гуцулів», «Магія українців устами очевидця» и «Звірослов. Міфологема тваринного світу». «Магія українців», кстати, не только вызвала невиданное для научных и околокнижных кругов истинное обсуждение щекотливой темы, но и долгое время держалась в десятке рейтинга продаж. Казалось бы, что автору стоило бы и далее «лупати сю скалу», однако художники слова намного раньше обычных людей успевают вылавливать из ноосферы какие-то невидимые, магические знаки. Ведь чем, если не знаком, можно назвать и художественную премьеру Лилии Мусихиной на тему, которая сейчас кажется достаточно актуальной — тему скитания, кобзарства, поисков собственного прошлого.

Этот роман, который можно легко назвать и повестью, вполне неожиданно возвращает нас к образцам классической украинской литературы. Лилия Мусихина темой избрала привычную для себя старину, «старосветский роман» — так охарактеризовала этот текст писательница и издатель книги Марина Гримич. Интересно, что среди точек, координат, привязок, привычных для предисловий к новичкам в художественной литературе, чтобы читатель приблизительно ориентировался, что именно он держит в руках, издатель ставит «Звичайника» Лилии Мусихиной рядом с произведениями Григора Тютюнника и Романа Иваничука. Планка высокая, несомненно, однако не безукоризненная.

Действительно, не только по теме, но и по наполнению, стилистике письма эта книга является образцом классического добротного стиля или стилизации под романтичное народничество. Однако, по сюжетной канве, по мастерству использования мифов, сочетанию реальности и магии я бы больше склонялась к определению ее как «причудливой прозы», именно украинской причудливой прозы. Впрочем, как понимаете, на вкус и цвет товарища нет.

В романе «Звичайник» речь идет о незрячем кобзаре деде Мартыне, забирающем в свое путешествие маленького Устимка, который станет не только поводырем, но и главным героем повествования, в итоге пойдет в науку к кобзарям. На самом же деле читатель не будет растерян количеством действующих лиц, а сфокусируется на главных героях, которых здесь не так и много, — Мартын, Устимко и Амфибрахий — для нас неизвестный спудей, который из захмелелого бездельника превратится в известную историческую фигуру (но тут не будем открывать все загадки романа).

Лилия Мусихина проведет читателя сквозь долгие странствия по большой Украине, а еще и заодно (или самое главное) расскажет о скитаниях. Подчеркиваю, о скитаниях, а не о нищенствовании. Разницу между этими двумя понятиями автор показывает на примере истории другого мальчика-поводыря, который слепнет именно из-за того, что не понял ее и нарушил главный принцип скитальчества... Кобзарский этикет, ритуалы и регламент братчиков-кобзарей, их мир и мировоззрение, их быт — все это ненавязчиво и легко присутствует в романе. Можно даже говорить об определенных элементах магического реализма, который прекрасно вписался в сюжетную канву украинской старины. «Звичайник» попал в общекультурный контекст, продолжая список не только книг, но и фильмов, альбомов и исследований исторического явления кобзарства.

К слову сказать, что и структура романа стилизована под т. н. Устинские, Кахтырские книги, которые якобы были созданы козаками-характерниками после разрушения Сечи и активно использовались, изучались и передавались незрячими кобзарями. Говорят, что было их 12 томов, среди них и «Звичайник», а разделы назывались уступами (в романе Мусихиной это «подступы»).

Что касается знаков, то особенно «цепляла» во время прочтения тема моровицы, мора, «джумы», которую останавливал незрячий кобзарь Мартын игрой на кобзе и пением нежданных летом колядницких песен. Очевидно, нынешнее тревожное время дает основания искать потайные смыслы особенно в древней магии. Читатель «Звичайника» пройдет не только по путям моровицы, но и попадет в ненастье, бурю, переночует в чистом поле и в вымершем селе и даже заглянет на тайное заседание загадочных слепцов.

Наряду со зрячими и слепыми, искренними и коварными, наивными и идейными людьми есть еще одна фигура, которая неизменно и логично мотивированно присутствует в этом тексте. И которая, собственно, является началом и концом, и словом и частью каждого из нас. А еще, говорили в старину, Он всегда ходит между старцами, — потому не дай Боже обидеть кого-то из них. «Кто-то тронул его за плечо. «Ты кто?» — «Я? Я — Бог». И Бог протянул ему большое яблоко, в котором просвечивались и тарахтели зернышки. Устим смотрел в лицо Бога. Он был похож на деда Мартына... Только теперь Бог был зрячим», — так завершается книга, которая имеет все шансы стать началом успешной писательской жизни Лилии Мусихиной. Ведь люди, как пишет автор, часто бывают зрячими, но слепыми сердцем. Иногда присутствие Бога между нами необходимо, даже если рядом нет кобзарей, между которыми Он мог бы спрятаться.

«Зацепит» ли «Звичайник» обычных читателей? Думаю, что об этом должно говорить количество проданных экземпляров. По крайней мере, все предпосылки для удачного продвижения и у героев книги, и у автора, и у самой книги есть.

Ярина СКУРАТИВСКАЯ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ