Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Звездное небо лицедея

30 августа исполняется 40 дней, как ушел во Вселенную Богдан Ступка
30 августа, 2012 - 11:34
ПОСЛЕ 300-го ПОКАЗА СПЕКТАКЛЯ «ТЕВЬЕ-ТЕВЕЛЬ» (2004 г.) БОГДАН СТУПКА БЫЛ УДОСТОЕН ТИТУЛА «ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА», А ВНУЧКА ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА БЕЛ КАУФМАН ВО ВРЕМЯ ГАСТРОЛЕЙ ФРАНКОВЦЕВ В НЬЮ-ЙОРКЕ НАЗВАЛА АКТЕРА «ЛУЧШИМ ТЕВЬЕ-МОЛОЧНИКОМ ВСЕХ ВРЕМЕН»! / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО

...1992 год. Большая делегация прилетела из Украины в Израиль на форум, который был организован под лозунгом примирения и извинения за исторические трагедии и недоразумения между украинцами и евреями еще во времена Хмельнитчины. Программа была широкой: официальный прием в Кнессете, академические доклады на конференции, встречи с диаспорой — олимой, лекции в университете, участие в награждении «Праведников мира» и др.

Общественность олимы в Иерусалиме, Хайфе и других городах эмоционально, искренне, восторженно и даже экстатически воспринимала выступления Богдана Ступки и Натальи Лотоцкой с фрагментами спектакля «Тевье-Тевель». После выступления в Культурологическом центре Хайфы зрители вышли на сцену и, почти набожно глядя на актеров, пытались их как можно щедрее одарить. Я видела горящие благодарностью глаза людей, которые окружили Богдана и Наталью. Над сценой зависла вольтова дуга удивительной эмоциональной силы — сердца всех зрителей бились в унисон, как одно большое благодарное сердце. «Не бросайте нас, — доносилось со сцены, — мы же ваша диаспора!» А затем толпа захотела что-то получить в память о живом прикосновении к Тевье — Ступке. Несколько смутившись, Богдан вытянул носовой платок, который в то же мгновение был разорван на тоненькие полоски, а те — на маленькие лоскутки. Эти благословенные знаки присутствия Богдана в жизни олимы каждый из тех, кто никак не мог отпустить актеров, забрал с собой. Это действительно был кусочек духовного хлеба из Украины, теплого и мудрого слова Тевье-Тевеля, сказанного Богданом Ступкой.

Целую неделю Израиль разворачивал перед нами как богатства христианско-иудейской истории, так и чудеса модерной страны. Автобус с делегацией стремительно преодолевал километры новейших автострад. А в салоне уставшие от эмоциональных перегрузок люди не могли ни расслабиться, ни подремать, потому что Богдан Ступка ни на мгновение не сбрасывал с себя маску лицедея. Он ходил между рядами, будил всех остроумными шутками, импровизировал. Душевный подъем актера наэлектризовал пространство автобуса. Все путешествие, в частности и его часть, которая касалась переездов, напоминала карнавал в духе Феллини или Параджанова. Гений игры поселился в душе каждого.

Очень интересно и весело было наблюдать, как Богдан Ступка, зайдя по шею в Генисаретское озеро, сплотил в воде весь женский состав делегации и, казалось, играл роль Иоанна Крестителя, который наставляет верующих.

Богдан Ступка — врожденный гений! «Боже мой, это же так просто — играть, — говорил он, светло заглядывая в глаза, — это так легко — посмотреть, в каких жестах человек представляет себя миру и повторить его движения, пластику, характер». Он играл для нас... а что же мы, зрители? Я говорила себе: «Ухватив уголек, не сжимай в ладонях: обожжешься. Подбрось в небо, проследи траекторию полета к Богу и хвали актера, который и тебя, как бабочку по весне, обжег чем-то непостижимо волшебным».

Среди нас был гений, и его театром в этом незабываемом путешествии по Израилю наслаждались все присутствующие.

Импровизационность Богдана находила все новые сюжеты для игры. Один из вечеров был запланирован как знакомство с кибуцем (израильским колхозом). Хозяева начали с просветительской лекции в клубе. Гости учтиво и покорно поддались предложенным обстоятельствам. Дальше делегация внимательно осмотрела племенных коров, другие хозяйственные чудеса. Солнце село за горы, и жители кибуцу дисциплинировано легли спать. Делегация разошлась по комнатам. Казалось, Евгений Станкович с Богданом Ступкой провели ночь без сна, потому что где-то в полшестого утра в комнате, где проживали мы с Натальей Лотоцкой, что-то зашелестело, нарушив самый сладкий утренний сон. На пороге (со шваброй в руках) стоял Б. Ступка. Озадаченные, мы соскочили с кроватей. «Богдан, что такое?» — смущенно спросила Лотоцкая. «У нас в кибуце время первой уборки», — почти торжественно ответил Богдан Ступка... Наш смех разбудил всех в соседних комнатах. День начинался весело. Вся неделя прошла, как чудесный спектакль на фоне величественных декораций древних камней священной земли.

Наконец делегация приглашена в историческую жемчужину Средиземноморья — старинный порт Акко. Его история относится к 3800 г. до н. э. — эпохе фараонов. Город-порт переходил из рук финикийцев к правителям ассирийцев Санхерибу и внуку Ассурбанипалу. В военном походе здесь побывал Александр Македонский, эту крепость брал Птоломей I. На Акко посягал древний Рим. Здесь высадился Цезарь, преследуя Помпея. Средневековая история города связана с военными походами Ричарда Львиное Сердце. Новейшая история сохранила печальную страницу в судьбе Наполеона — здесь он потерпел первое поражение, так и не покорив порт-крепость. Еще много битв, побед и поражений помнят древние стены величественных подвальных помещений, где когда-то проходили тайные собрания тамплиеров. Акко выглядит наслоением исторических пластов: на кровлях средневековья построен город XIX века, а на его стенах — террасы, многочисленные балконы, ресторанчики современного человеческого муравейника...

На белоснежной террасе украинскую делегацию встречал мэр Акко — испанец по происхождению. Ужин начался: уже сказаны надлежащие приветственные слова, провозглашена здравица в честь Украины, Израиля и граждан Акко, осушены первые бокалы. Напряжение официальной части ужина постепенно сменяется ощущением радости и позабытой раскованности ребенка. Всех окутывает тепло горячей ночи, а в темноте усыпленного Средиземноморья за бетоном пирса сверкают белобокие тела яхт. Над черной водой звучит «Ave Maria» — это поет Ольга Басистюк. Встает Богдан Ступка, читает из «Ізраїльського циклу» Дмитрия Павлычко и стихи Тараса Шевченко. Опять поет Ольга — ее божественный голос придает ночи магическую торжественность.

Шевченковские слова, сказанные Богданом Ступкой, возносятся под свод черного, даже бархатного звездного неба, звучат величественным аккордом вечной правды и понимания между такими разными людьми.

Ольга ПЕТРОВА, художник, кандидат искусствоведения, доктор философии
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ