Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Грации и паяцы» Ольги Рапай

В Музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка малой пластики
23 апреля, 2015 - 11:50
«Грации и паяцы»
«ПРИЕХАЛИ»
«Грации и паяцы»
«ПОЭТЫ И МУЗЫ»

В экспозиции представлены фарфоровые и керамические скульптуры, блюда, пласты известного украинского скульптора-керамиста Ольги Рапай. Выставка объединяет два направления в творчестве мастерицы и носит романтическое название «Грации и паяцы».

Ольга Петровна родилась в 1929 году в Харькове. В 1956 году она окончила Киевский художественный институт, отделение «Скульптуры». Ее студенческая работа — грациозная «Узбечка» (кстати, представленная на выставке) была высоко оценена экспертами и принята для массового производства. Напомним, в 1950 — 1960-х в СССР 30% от общесоюзного производства художественного фарфора приходилось на украинские заводы: среди них успешно работали Городницкий, Коростеньский, Барановский, Полянский, Киевский экспериментальные керамико-художественные заводы и др.

Ольга Рапай работала скульптором на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Ее фарфоровые статуэтки тиражировали Полонский завод художественной керамики, Городницкий и Коростенский фарфоровые заводы. А сейчас ее изящные изделия стали уже историей отечественной малой пластики второй половины ХХ века и предметами антиквариата.

На выставке можно увидеть образы знаменитых оперных певиц Ларисы и Беллы Руденко, портреты в сценическом амплуа артиста цирка Олега Попова и блистательного Чарли Чаплина, воплощенные художницей в изделиях из тонкой керамики. В фарфоровой пластике Ольги Петровны преобладают мотивы женственности — модницы в украинской национальной одежде, курортницы «в чем-то легком», спортсменки — все грациозны и женственны.

— Большинство фарфоровых образов Ольги Рапай взяты из реальной жизни. Утонченные, элегантные и немного ироничные, они выражают мироощущение женщины-мастера. Кроме известных артистов, художница изображала в скульптуре также свою дочь, себя, свою подругу художника-фарфориста КЭКХЗ Оксану Жникруп, — рассказала куратор выставки, искусствовед, сотрудник НЗ «София Киевская» Елена КОРУСЬ.

После 1967 года, когда Ольга Петровна оставила работу на Киевском заводе, ее фарфоровые произведения не экспонировались на персональных и юбилейных выставках в Киеве, где можно было соприкоснуться с хрупким творчеством художницы.

После одиннадцати лет, посвященных фарфору как выражению своих творческих идей, в жизни мастера открылся новый период, в котором главным материалом для работы Ольга Рапай выбрала керамику авторскую (не тиражируемую), которой занималась до самой смерти в 2012 году. Керамические комедианты и паяцы, экспонируемые на выставке, смешные и грустные. Вот сидит верхом на диковинном звере художник-творец, а вот — два поэта, от которых отвернулись музы...

В экспозиции также представлено несколько художественных блюд и два веселых скоморошных пласта под названием «Цирк». Экспонаты выставки — из частных и музейных коллекций.

Выставка «Грации и паяцы» Ольги Рапай впервые за много лет дает возможность всесторонне познакомиться с творчеством талантливого украинского мастера. Кстати, многие произведения скульптора экспонируются впервые.

Выставка продлится до 20 мая.

Татьяна НИКОЛАЕВА, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ