Украина постепенно теряет позиции в мировом рейтинге производителей стали. «С февраля 2009 года по июнь 2012-го доля Украины в мировом производстве снизилась с 2,68% до 2,24%, а в феврале 2012 года она была близка к психологическому барьеру в 2%», — сообщается в анализе рейтингового агентства «Стандарт-рейтинг» (Украина). Украинских металлургов вместе с их российскими коллегами, — говорится в рейтинге, — вытесняют китайские производители, доля которых на мировом рынке растет.
Потеря рынков отражается и на финансовом состоянии предприятий. За первое полугодие 2012 года металлургические предприятия в 5,8 раза (составлял семь миллиардов гривен) нарастили негативный финансовый результат к налогообложению (доналоговый убыток), говорится в данных «Металлургпрома». Их выручка от продажи продукции за этот период сократилась на 11,9% — до 81,5 миллиарда гривен. А рентабельность и дальше падает — составляет 8,4%, тогда как в аналогичный период 2011 года было лишь 1,6%. Такие не очень оптимистичные показатели настораживают. Ведь металлургия — одна из основных бюджетообразующих отраслей Украины. И ее проблемы автоматически отражаются на поступлениях в бюджет.
Отечественная металлургия была на седьмом месте в мире по объему производства продукции, а спустилась на десятое, рассказывает «Дню» генеральный директор «Металлургпрома» Василий Харахулах. «С точки зрения производственной экономики, украинский металл не выдерживает конкуренции, потому что в некоторых случаях производственные расходы на его изготовление превышают рыночную стоимость», — детализирует он. По его словам, основные причины отставания на мировом рынке — технологическая отсталость, большая энерго- и металлоемкость предприятий. Растут и производственные издержки: с начала года цена на газ повысилась по сравнению с первым кварталом прошлого года на 52%, электроэнергию — на 21,2%, а расходы связанные с реформированием «Укрзалізниці» увеличили транспортные расходы за четыре месяца 2012 года на 340 миллионов гривен. Однако главным вызовом для металлургов остаются высокие цены на природный газ. С просьбой решить эту проблему металлурги время от времени обращаются к правительственным чиновникам. Так, недавно руководитель «Запорожстали» написал об этом в письме к премьер-министру Украины Николаю Азарову.
Зато эксперты говорят, что не нужно дожидаться помощи государства в этом вопросе. Газовые переговоры с Россией — сложные. Когда будет их результат — непонятно, а конкуренцию на мировых рынках нужно выигрывать уже сегодня. Поэтому нужно брать пример со своих основных конкурентов, говорят специалисты, которые избавились от газовой зависимости с помощью внедрения энергосберегающих технологий, в частности пылеугольного вдувания. Именно эта технология доминирует сегодня в металлургии. Ее главное преимущество — почти двойная экономия оплаты энергоресурса. «Если природный газ стоит 500 долларов за тысячу метров кубических, то угольное топливо обходится в три-четыре раза дешевле», — говорит Харахулах. К тому же Украина имеет еще одно преимущество в его использовании. По его словам, отечественные ученые-угольщики разработали новый вид металлургического топлива для этой технологии, который, по меньшей мере, заслуживает Государственной премии Украины в области науки и техники, потому что аналогов разработанного учеными энергоресурса еще нет, даже в мире. «Они разработали энергетический «коктейль» именно из украинского железорудного сырья, угля и кокса, который позволил двум пилотным предприятиям за год сэкономить 150 миллионов гривен на потреблении энергоносителей», — продолжает Харахулах. Как и сколько можно сэкономить энергоресурсов в металлургии благодаря этому методу, «родители» инновационного топлива описали в работе «Ресурсосберегающие технологии в металлургическом производстве на основе украинского угля». «Для выплавки одной тонны чугуна в традиционных условиях производства используется 530 кг кокса (он формирует 36% себестоимости продукции!), тогда как эта технология требует всего 308 кг. В результате себестоимость металла снижается на 15—17%. Это существенный аргумент в борьбе за мировые рынки», — рассказывает о преимуществе нового метода один из разработчиков, генеральный директор объединения коксохимических предприятий «Укркокс» Анатолий Старовойт.
По словам экспертов, технологию пылеугольного вдувания сегодня активно используют основные конкуренты Украины (Китай и США). В Украине ее лишь начинают внедрять. Одним из первых ее внедрил в 2010 году, рассказывает Старовойт, «Запорожсталь». Это позволило комбинату сэкономить в 2011 году около 600 миллионов гривен и достичь ежемесячной экономии средств — 120—130 миллионов гривен. В масштабах страны экономия газа может быть колоссальной, прогнозирует эксперт.
«В предыдущие годы металлургические предприятия потребляли минимум девять миллиардов метров кубических газа в год. В 2011 году благодаря внедрению отдельными предприятиями этой технологии закупки газа сократились в отрасли до 5,2 миллиарда метров кубических, то есть минус четыре миллиарда. До конца этого года выйдем на 4,5 миллиарда. А в перспективе благодаря использованию пылеугольного топлива можно вообще уменьшить потребление газа до одного миллиарда метров кубических. Но это при условии, что на него перейдет до 70% мощностей отрасли», — прогнозирует Харахулах. Для такого технологического прорыва, подсчитал он, металлургам нужно 10—11 миллиардов долларов ежегодно и три-четыре года на внедрение. Предприятия, говорит он, начали увеличивать капитальные инвестиции в производство — за первый квартал они выросли на 45,5%. В целом в 2012 году, продолжает он, отрасль планирует инвестировать в свое развитие 3,5—4 миллиарда долларов.
Но только технического переоснащения для удерживания своих позиций на мировом рынке недостаточно, говорят опрошенные «Днем» эксперты. Если отечественные металлурги хотят выиграть бой за сохранение и наращивание своей доли на мировом рынке, то они должны подогнать под международные требования еще и качество материальных ресурсов, задействованных в производство. Ведь именно из-за нехватки качественного коксового угля металлурги сегодня вынуждены ежегодно экспортировать 8,5—10 миллионов тонн ресурса, говорит Старовойт. В целом же материальные и энергоресурсы в структуре себестоимости металла составляют свыше 40%, по его словам. Если перевести на производственный язык, объясняет Старовойт, то это выглядит так: на выплавку одной тонны чугуна в Украине тратят 1840 кг материалов (руды и коксового угля), тогда как в России — 1740 кг, а среднеевропейский показатель вообще составляет 1600—1650 кг. «Вот до какого уровня нужно стремиться», — подытоживает Харахулах.