Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Церковь и справедливость

В Чехии продолжаются дискуссии относительно судьбы некогда церковного имущества
28 августа, 2012 - 11:33
ФОТО АВТОРА

Верховная палата парламента Чешской Республики не утвердила проект закона о возвращении имущества и финансового урегулирования отношений государства и религиозных организаций. Таким образом, снова была отложена проблема, тянущаяся со времен бархатной революции 1989 года. В сентябре будет обговариваться предложение нижней палаты парламента ЧР, которому согласно конституционному закону требуется минимально 101 депутатский голос для прохождения. Получится ли у правительственной коалиции собрать необходимое количество голосов, поддерживающих финансовое и имущественное урегулирование отношений с церквями в Чешской Республике?

Ситуация сейчас очень сложная. Нерешенные имущественные требования Церкви стали тормозом для развития многих поселков и городов, так как окончательно не установлен конкретный собственник ряда земельных участков и объектов, а без заключения договорных отношений невозможно планировать и проводить строительство и развитие микрорайонов. Чешская Республика борется с проявлениями финансового и экономического кризиса, и правительство требует от населения «затягивания пояса», а поэтому неудивительно, что большая часть жителей против передачи церквям имущества в размере 3 млрд евро и постепенной выплаты 3,6 млрд евро в качестве финансовой поддержки в общей сложности 17 религиозным организациям. Оппозиция, в частности Чешская социально-демократическая партия, использует дискуссии об урегулировании этого вопроса в избирательном бою и часто демагогически выпадает против финансового урегулирования в стремлении получить голоса на будущих выборах. Эмоциональные дискуссии cитуацию еще более усугубляют. Но посмотрим на вещи глазами историка.

Когда в Чехословакии перед 65-ми годами подходила к пику подготовка к передаче власти Коммунистической партии, были использованы проверенные методы советских коммунистов. В частности, священники и Римско-католическая церковь считались в Словакии фашистами, а к политическому бою послужила коммунистам казнь (апрель 1947 года) президента Словакии 1939—1945 гг., священника Римско-католической церкви Йозефа Тиса. После коммунистического переворота в феврале 1948 года острие классовой борьбы повернулось против верующего населения и отдельных Церквей. Изгнание верующих из школ, науки и руководящих должностей, ликвидация детских, физкультурных и молодежных организаций, остановка деятельности монастырей и заключение тысячи монахов и монашек в лагеря, судебные процессы и длительные годы тюремного заключения церковнослужителей и руководителей церквей, принятие ликвидационных законов, на основе которых у церквей было отнято движимое и недвижимое имущество. Это были главные формы и методы коммунистического давления. Церкви были лишены возможности самостоятельно финансировать свою деятельность. В коммунистической Чехословакии на то время Церковь не была отделена от государства, а наоборот, государство финансировало религиозные организации, включая зарплаты священникам. К сожалению, уже на протяжении 20 лет решение проблемы откладывается, церкви и сегодня зависят от финансирования государства, которое ежегодно составляет 60 млн евро из казны Чешской Республики. Современный налогоплательщик все же не признает коммунистического правила: «чей хлеб ешь, того песню пой», но чтобы церкви получали финансы не из государственной казны. Из этого логически вытекает, и это справедливо, что необходимо церквям вернуть их источники доходов. Например, поле и сельскохозяйственные усадьбы, лес и лесные хозяйства, озера и разведение рыбы, здания монастырей и другую недвижимость, с помощью которой когда-то производилось качественное пиво, вино и иные продукты. А также средства, полученные за входные билеты с туристов, посещающих церковные объекты. Это тоже немалая прибыль.

А поскольку аргументация многих критиков предложенного закона была демагогической или отмечена партийными интересами, то в текущих дискуссиях можно найти рациональное и практическое зерно. Возникают, например, опасения, что церкви не будут в состоянии эффективно использовать полученное имущество, лишены специалистов и опыта, а это угрожает большими потерями. В ситуации, когда государство воюет с буйной коррупцией, существует опасность, что под разными предлогами имущество Церкви будет ликвидировано или попадет в руки криминальных структур. Естественно, что ответственный гражданин требует от парламента, чтобы одобренные законы были качественны и направлены на повышение качества жизни в Чешской Республике, включая ситуацию религиозных организаций.

Многие люди призывают церкви отказаться от своих требований и напоминают им о необходимости быть скромными, и подчеркивают несочетаемость веры и ее укрепления с имуществом и его накапливанием. Это мнение не единственное, но фальшивое, потому что, вероятно, выходит из представления, что в сегодняшнем мире расширять веру можно как в Средневековье. Чешское общество в целом должно понять, что главное, в общем, не отношения веры и имущества, но веры и справедливости. Без исправления злодеяний коммунистического режима не может быть даже речи о строительстве общества цивилизованного, правового, развивающегося, европейского...

Чешская общественность внимательно следит за развитием ситуации вокруг возвращения имущества церквям, и есть уверенность, что и для Украины эта проблема во многом поучительна, и поэтому к этой теме будем в наших статьях возвращаться.

Ярослав ПЕШЕК, чешский публицист

Ярослав ПЕШЕК, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ