На днях бывший министр транспорта, по профессии инженер-механик и политолог, Иосиф Винский признался в эфире одной радиостанции, что дорог, «как в Германии», у нас не будет еще лет 20. Буд-то бы мы с вами претендуем на автобаны между райцентрами. Нам бы в областной центр доехать, не потеряв по пути колеса. Тем не менее заявление экс-руководителя заслуживает внимания. Во-первых, оно окрыляет нынешних менеджеров страны, и каждый министр, по примеру Иосифа Викентьевича, может сказать: приличной медицины, образования и т.д., вплоть до пива, у нас не появятся, пока зарплаты не поднимутся до уровня баварских. Во-вторых, мессидж о дорогах раскрывает мировоззренческую платформу хозяйственников прошлых лет, полагавших, что организм экономики сначала развивается по линии мышц и костей, и только потом — по сердечно-сосудистой.
На примере Одесской области, прилегающей к Европе, как банный лист к телу, можно изучить старую проблему, мешающую нормальному развитию страны.
• Спросите у велосипедиста и автомобилиста, почему у нас нет дорог, и они, не останавливая своих средств передвижения, отрапортуют о ворах, пускающих дорожный сбор с каждого литра бензина в свой карман. Но это далеко не вся правда о том, почему в Украине дороги хуже, чем в Беларуси и Прибалтике. Заметьте. Я не сравниваю нас с Германией, а провожу вполне корректные параллели со странами, бывшими, как и мы, республиками Советского Союза. Но 50, 25 и 10 лет назад дороги у соседей отличались не в нашу пользу. Мы всегда тряслись на ухабах, словно злой рок специально подменил нам асфальт стиральными досками.
Все объяснялось политическими соображениями и практикой изоляции приграничных регионов СССР. В Прибалтике большинство дорог было построено до 1940 года, и Москва, не в силах закрыть три маленькие республики от внимания мира, была вынуждена содержать фасад Союза в приличном состоянии. Калининград, который не надо было показывать иностранцам, быстро превратился в ухабистый анклав, хотя от него до Каунаса три часа езды. В соседней советской Беларуси дороги строились потому, что она была общими автомобильными воротами. По трассе Минск-Брест ездили из Сибири и Азербайджана, Тбилиси и Еревана. А еще здесь, на крошечной территории, стояло шесть армий (четыре сухопутных плюс воздушная и ракетная), требовавших хороших коммуникаций. Поэтому строительство дорог в Беларуси всегда было приоритетным делом, сохранившимся, в инфраструктурном виде, по сей день.
• Иначе в Украине. Республика с многомиллионным населением, множеством крупных городов и развитым сельским хозяйством не имела нормального сообщения со странами Европы, своими областными центрами, не говоря о районных. Помню, в начале 1980-х ездил из Вилково во Львов через Молдавию и Черновцы. На проезд из Одессы требовалось больше времени, запчастей и нервов. Как и сейчас, спустя 35 лет. Потому, что река Дунай в те времена использовалась в качестве естественной границы между государствами. Украинский левый берег был закрыт не только для иностранных туристов, но и местных. Здесь дороги были не нужны. Так продолжалось до времени, когда люди с логикой господина Винского, воспитанные коммунистической, социалистической и другими левыми партиями, возглавили процесс и ведомства дорожного строительства. Ровное и твердое полотно под колесами они рассматривают как прерогативу богатых наций, не понимая гуманитарного значения средств сообщения и их роли в прогрессе.
• Почему не развивается туризм на морском побережье от Затоки до Дуная и пустынно уникальное озеро Ялпуг? Почему выращенные в Буджакской степи овощи и фрукты не реализуются на рынках соседних областей? Почему 200-тысячное украинское население Румынии не посещает свою историческую родину? Почему мы редко бываем в румынской Добрудже, где корни задунайского казачества, части нашего духовного наследия? На все эти «почему» один ответ: нет дорог и мостов. Через Дунай, объединяющий многие европейские страны, построено больше сотни мостов. Только в Украине нет ни одного. В соседней далеко не богатой Словакии их четыре. Последний «Аполло» построен в 2005 году за 4,3 млрд словацких крон, что равно нынешним 4 млрд грн, или, если верить экспертам, пятой части теневых доходов Одесской таможни. Раз нет мостов, то нет и дорог. Двадцать лет мы пытаемся соорудить паромную переправу между Измаилом и Тульчей или Орловкой — Исакчей, но тщетно. Строительство дорог и мостов в Одесской области, как и во всей стране, натыкается на преграду из личных интересов вотчин, компаний и политических сил. И это главная причина нашего бездорожья, а не скромные зарплаты населения, как полагает политик и государственный деятель (цитирую по «Википедии») Иосиф Винский.
Помню, когда за пост мэра Одессы боролись Э. Гурвиц и А. Костусев, по инициативе Эдуарда Иосифовича строилась важная для горожан дорога, позволявшая разгрузить Овидиопольское направление. Победил Костусев, и дорога осталась недостроенной. Так и стоит по сей день пустая двухрядная трасса, готовая на 90%, но не нужная нынешним городским властям. Некому на ней нагреть руки, поскольку на 10% не разбогатеешь.
• Советский Союз оставил Украине наследие неприкрытой изоляционной политики, которая нашла свое выражение в дорогах, мостах, автомобильных и пешеходных переходах. Их катастрофически недостает 45-миллионному населению, плотно связанному с Европой. За годы независимости страна мало что сделала для демонтажа старого мировоззрения и коррупционных схем в государственных проектах. Наши мосты через Днепр и Дунай, километры автострад всегда будут значительно превышать стоимость аналогов в небогатых и богатых странах. И наши политики старого склада будут всегда оправдывать экономическую отсталость бедностью населения. На самом деле деньги имеют второстепенное значение по сравнению с идеями. Будь у нас элита, способная вырабатывать или поддерживать концептуальные вещи, мы бы не путешествовали по бездорожью и разгильдяйству, говоря словами классика.
• На днях новый руководитель Одесской области М. Саакашвили пообещал все же проложить злополучную переправу через Дунай, спланированную во времена президентства Л. Кравчука. Конечно, хорошо иметь плохое сообщение, чем вообще никакого. Но переправа — уже вчерашний день для страны. Украине и Одесской области необходимы мосты через Днестровский лиман и Дунай и современная автострада, соединяющая их с Румынией через Буджак. Это будет не только экономическое приобретение, но и огромный политический успех. Он приведет к демонтажу Приднестровья и новому этапу мирного сотрудничества Украины, Румынии и Молдовы, стран, создавших историю и культуру в бассейнах великих рек Днестра и Дуная. Все это можно сделать не за 20 лет, а за три, четыре года. Ведь амбициозные проекты, помимо всех прочих достоинств, обладают огромным магнетизмом и притягивают инвестиции сильнее, чем допотопные методы с переброшенным через Дунай канатом паромщика.