К книжному флешмобу «Дня» (напомним, для этого все желающие записывают видео, где зачитывают отрывки из книг нашей библиотеки) активно приобщился Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова. Студенты провели семинар, на котором говорили об образовательных и культурных ценностях Украины глазами газеты «День». Молодежь рассказывала о любимых изданиях из нашей библиотеки, студенты делились впечатлениями от газеты, глянца и даже от рекламных баннеров «Снимаем порчу» на остановках транспорта. Мы пообщались с инициатором этого события, кандидатом философских наук, доцентом кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова Светланой ХРИПКО.
«МОЛОДЕЖЬ ПРИШЛА В ВОСТОРГ ОТ МАСШТАБА ПРОЕКТОВ «ДНЯ»»
— В рамках курса «Украинская и зарубежная культура», который я преподаю, по определенным темам предлагала смотреть книги из библиотеки «Дня». Так студенты познакомились с этим проектом, и потом я предложила устроить семинар, на котором поговорить об образовательных и культурных ценностях Украины на страницах газеты «День», — начинает разговор пани Светлана. — Студентам понравилась эта идея. Занятие прошло очень непринужденно, легко и интересно. На камеру студенты делились впечатлениями от книг из библиотеки «Дня», презентовали любимые издания. Больше всего им понравилась «Украина Incognita. ТОП-25», книги из сборников «Бронебійна публіцистика» и «Підривна література» идут на ура».
Некоторые студенты не знали о газете «День», пока я им не рассказала о ней. Для меня это был нонсенс, но хорошо, что они теперь открыли ее для себя. Молодежь удивлялась, что в Украине есть такой хороший проект, а они ничего о нем не знают. Студентов захватил сайт издания, масштаб «Дерева познания «Дня». Кстати, студенты заинтересовались идеей Летней школы журналистики «Дня». Думаю, еще и туда направятся.
— Как поощрить к учебе современных студентов?
— Лично я руководствуюсь одним критерием: чтобы было интересно и им, и мне. У меня нет стандартного плана семинара. Есть определенные темы, приблизительный перечень вопросов, дополнительная литература, и параллельно позволяю готовить какие-то занятные вещи, чтобы доклады не были статическими. На семинаре мы немного отходим от учебника и общеизвестной информации.
Так, в рамках курса по украинской и зарубежной культуре учу студентов ориентироваться в родном и чужом. Давние пласты разных культур тесно переплетаются, часто они похожи между собой. Не зная определенных элементов украинской культуры, сложно понять кое-что из японской культуры. Одно на другое налагается, потому хорошо сравнивать разные исторические периоды в Украине и в других странах. Например, что было в Украине, когда в Европе действовала инквизиция? Что творилось в Европе, когда в Украине происходили какие-то «аховые» события? В таком ракурсе всплывают разные интересные моменты.
Или, например, скифская культура. Можно много и красиво рассказывать о скифах, их быте и традициях. Но взглянем на тогдашнюю Европу. Существует могучая Римская империя. И территория Скифии не вошла в состав этой Римской империи. Рим все завоевал, а территорию современной Украины — нет. Также слово «скифы» фигурирует в Библии. Если так «покопаться», можно много интересных вещей найти.
«ВСЕХ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЯЮ В СОФИЮ КИЕВСКУЮ»
— Какая дисциплина является вашей любимой?
— У меня много спецкурсов. Это и история украинской культуры, и ее семантика, религиоведение. Но любимый предмет — этнокультурология. Меня очень интересуют этнические культуры, духовный пласт традиционной украинской культуры. Эти вопросы приплетаю к чему-нибудь, что преподаю. Семантика слов, символы, образный язык, невербальное общение — это захватывает, и в этих вопросах разные культуры очень близки между собой.
— Какие памятники культуры советуете посмотреть молодежи?
— Всех направляю в Софию Киевскую. Оказывается, многие студенты из приезжих не знают, что это и где это. Да-да, студенты иногда не знают какие-то топовые места, наподобие Мариинского парка. Сначала нужно ознакомить их с какими-то элементарными вещами, а затем с разными музеями, например, Богдана и Варвары Ханенко.
— Как изменились студенты за последние пять лет?
— Наш вуз гуманитарный, здесь учатся, в основном, девушки. Мне с ними очень приятно работать. Теплая, мягкая аудитория. Когда только начинала работать преподавателем, это было около 20 лет назад, в другом университете, студенты были немножко злее. Сейчас много студентов патриотичные, добрые. Все сидят в интернете, книги не очень читают. Для них то, что они почитали бумажные книжки «Дня», стало сюрпризом.
Отзывы на книги «Дня» студентов Института украинской филологии и литературного творчества имени Андрея Малышко Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова
«ВОЗМОЖНОСТЬ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ПОНЯТЬ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НЕ ТАК»
Катерина ГАРМАШ: — Я познакомилась с газетой «День» недавно и очень жалею, что не встретилась с этим изданием ранее. Это — не просто газета, печатающая факты, это — современный взгляд из прошлого в будущее. Здесь есть интересная, полезная и актуальная информация, как для молодежи, так и для старшего поколения.
Насыщенность материалом поражает: новости, выставки, мнения разных людей, но меня заинтересовала библиотека газеты «День», в частности, серии «Підривна література» и «Бронебійна публіцистика». Несколько книг оттуда сразу привлекло мое внимание даже названиями: «Малоросійство. Нариси з історії нашої культури» Евгена Маланюка и «Щоденник» Тараса Шевченко. Небольшие книги, доступная цена и сама идея печатания именно таких трудов — это то, что нужно современной Украине. Возможность услышать известных личностей, сопоставить их рассуждение с нашим настоящим и выяснить, насколько актуальные мнения людей, живших задолго до нас. Это — возможность в какой-то степени понять, что мы делаем не так, где мы ошиблись, и как стать на правильный путь. Это — возможность познакомиться с жизнью, которой молодежь не знает, и делать собственные выводы.
Я благодарна всем, кто работает над такими проектами. С удовольствием буду перечитывать эти книги с карандашом.
«ВЗРЫВАТЬ «БУНКЕРА» ОТЖИВШЕГО МЫШЛЕНИЯ»
Наталья ГОНЧАР: — Мне понравилась книга «Українська інтелігенція — жертва большевицького терору» Виктора Петрова, которая вышла в серии «Підривна література». До этого времени об этой книге я ничего не слышала. Действительно, книга лаконичная и захватывающая, прочитав ее, можно почувствовать себя тем самым интеллигентом во времена большевистского террора. В ней рассказывается о том периоде, когда жизнь не стоила ничего, процветали доносы на друга, соседа, брата, товарища, и самое главное — о том, как НКВД истребляло цвет нации, двигателей прогресса: интеллектуалов, музыкантов, писателей. Вообще-то, книга интересна как для литературоведов, так и для историков, ведь здесь успоминаются такие организации, как ВАПЛІТЕ, МАРС, «Нова генерація», «Неокласики»...
Я считаю, что эта книга была написана для того, чтобы, во-первых, перенести читателя во времена террора, когда убивали за то, что ты подумал не так, как это нужно было власти. Вторая, мировоззренческая, задача этой книги — взрывать «бункера» отжившего мышления, высвобождать мнения людей. И для этого нужны не знания, а модернизация национального характера, и мы должны быть готовы к этому, должны разбирать «Берлинскую стену» не только внутри Украины, но и внутри каждого из нас.
«ЕСЛИ БЫ МНЕ В ШКОЛЕ УЧИТЕЛЯ ПОСОВЕТОВАЛИ ПОЧИТАТЬ КНИГУ «УКРАИНА INCOGNITA», ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ВЫРОС БЫ В ТРИ РАЗА!»
Светлана ГРИГОРЬЕВА: — Мне понравились «Листи з України Наддніпрянської» Бориса Гринченко, изданные в серии «Підривна література». Поражает, какими актуальными являются слова Бориса Гринченко: «Сумно, сумно стане тому, хто подивиться тепер по нашій Україні!». Кажется, они адресованы Украине ХХІ века. В «Листах з України Наддніпрянської» можно увидеть много всего касающегося нашего настоящего. Говорит Борис Дмитриевич о надежде на собственные силы, которые являются грустной констатацией, в какой ситуации сейчас оказалась наша родина: «Украинцам придется полагаться единственно на свою собственную силу и более ни на чью». «Листи з України Наддніпрянської» интересны для современного читателя.
СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВА: «МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ «ЛИСТИ З УКРАЇНИ НАДДНІПРЯНСЬКОЇ» БОРИСА ГРИНЧЕНКО, ИЗДАННЫЕ В СЕРИИ «Підривна ЛІТЕРАТУРА». ПОРАЗИТЕЛЬНО, НАСКОЛЬКО АКТУАЛЬНЫ ЕГО СЛОВА: «СУМНО, СУМНО СТАНЕ ТОМУ, ХТО ПОДИВИТЬСЯ ТЕПЕР ПО НАШІЙ УКРАЇНІ!». КАЖЕТСЯ, ОНИ АДРЕСОВАНЫ УКРАИНЕ ХХІ ВЕКА»
Если бы мне и моим одноклассникам в школе учителя украинской литературы и истории, кроме учебников, посоветовали читать книгу «Украина Incognita», уверена, интерес к изучению творчества писателей и исторических деятелей вырос бы в три раза — точно! Настолько креативно и интересно поданы основные факты из истории Украины, факты о ее выдающихся сыновьях и дочерях, от античности и до настоящего времени. Понравились сами тематические названия разделов: «Юные годы народа: княжеская эпоха», «Темные века»: Орда, Литва», «Ще як були ми козаками» и тому подобное. Также заинтересовали темы отдельных материалов: «София Киевская. Эффект высокого неба», «Мастер и город (Киев и Булгаков)», «Пророка не слышат на своей земле». Читать книгу чрезвычайно интересно, ведь кроме нестандартного рассказа можно знакомиться с определенными документами, фактами из истории, тематическими иллюстрациями к теме.
Формат книги удобен и по внешним параметрам, и по внутреннему наполнению. По-моему, не только обычным людям, которым хочется узнать интересные вещи по истории, литературе, но и учителям эта книга была бы кстати, ведь «мы все — наследники сотен поколений людей, живших на украинской земле до нас».
«CАМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УКРАИНСТВА — ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА»
Мария ЖУКОВСКАЯ: — Весь Киев пестрит колонками газеты «День», которые привлекают внимание своими провокационными заголовками. Люблю иногда на автобусной остановке прочитать один из них и подумать, о чем же речь пойдет в сюжете.
С газетой «День» познакомилась недавно. То, что газета имеет свой сайт, а также выпускает книги — усилиями своего главного редактора — для меня стало неожиданностью.
Когда наш преподаватель предложила нам ознакомиться с проектам «Дня» и выбрать что-то интересное для себя, я, откровенно говоря, немного растерялась. Выбирать книжки по объему не пришлось, ведь серия «Підривна література», из которой я выбирала издание, содержит совсем небольшие по объему книжицы, что очень удобно для студентов, абсолютно не имеющих свободного времени, однако всегда ищущих для себя что-то интересное.
Выбрала книгу Степана Бандеры «Питання атомної війни і визвольна революція». Вычитала для себя пару слов из биографии Степана Бандеры, которые меня удивили. Никогда не представляла, что наряду с политической деятельностью он писал публицистические произведения. Достаточно неожиданно получилось.
Относительно содержания книги, хочется сказать, что это интересно, а главное — полезно. Книжечка не только содержит интересные сведения о Второй мировой войне, атомном оружии и освободительной революции, но и подталкивает к размышлениям на тему: «Стоит ли какое-то оружие или межгосударственные состязания гибели людей?».
АНАСТАСИЯ МАНУЛИНА: «ПОНРАВИЛСЯ «РІК МОВЧАННЯ» СИМОНА ПЕТЛЮРЫ ИЗ СБОРНИКА «БРОНЕБІЙНА ПУБЛІЦИСТИКА». КНИГА ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ О ТОМ, КЕМ МЫ БЫЛИ И КЕМ ЕЩЕ СТАНЕМ
Очень понравились мне слова главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной о распределении общества на два мира: «мир свободной мысли и мир отживших рабских догм и стереотипов». Очень актуально звучат ее слова. Хочется, чтобы современное общество освобождалось от стереотипов, мыслило самостоятельно, шло в ногу со временем. Приятно, что есть люди, которые могут через средства массовой информации донести до нас необходимые знания, помочь нам расширить кругозор.
Интересное и креативное «Дерево познания газеты «День». Сразу внимание привлекает то, что информация появляется на экране в виде «живого древа». Просто на глазах из маленького ростка вырастает большое разветвленное дерево с множеством информации. Удобно, что для неопытных пользователей, есть справка, как пользоваться деревом познания, следовательно, любой человек сможет без труда прочесть интересные для него статьи. Каждая веточка этого дерева рассказывает об интересных и актуальных событиях, которые происходят в нашей стране.
Мне понравилось, что «Дерево познания» содержит ссылку на первый номер газеты «День», а также на юбилейный выпуск газеты. Это дает возможность проследить, как изменилась подача материала в газете, также найти сведения о давно прошедших событиях, ведь газета выпустила первый номер еще в 1996 году!
Также мне понравилось, что газета «День» имеет электронную библиотеку. Это современно, актуально и удобно, ведь сегодня не все могут пользоваться стационарными библиотеками, а мобильные гаджеты есть почти у каждого.
Классный глянец «Маршрут №1». Основное его направление — воспитание эстетического вкуса, формирование национальной идентичности, создание образа современного украинца. Это то, что в настоящее время очень необходимо для общества. Самое главное для развития украинства в целом — это изменения внутри каждого человека.
Также на страницах и на сайте «Дня» есть большое количество фотоматериалов для тех, кто любит наглядность, кто устал от чтения или просто для ценителей фотоискусства.
Многие книжки, действительно достойных внимания сегодня, теряются из-за того, что люди ниоткуда о них не узнают. Эту проблему решили с помощью статей о новых напечатанных редакцией книгах.
О каждой рубрике можно долго говорить отдельно, высказывать свое мнение, выделять что-то актуальное лично для себя и для украинства в целом. Но я думаю, что при случае и желании каждый сам детально рассмотрит «Дерево познания» и даст ему свою оценку. Относительно меня, я довольна, что узнала о нем, потому что теперь имею еще один надежный источник интересной и актуальной информации.
«ПОПЫТКА ПО-НОВОМУ ВЗГЛЯНУТЬ НА ЛИЧНОСТЕЙ, КОТОРЫХ МЫ ПРИВЫКЛИ ВИДЕТЬ ЛИШЬ КАК ПИСАТЕЛЕЙ»
Светлана ХИЖНЯК: — Мне очень понравилось издание «Зазивний лист до української інтелігенції. Листи з хутора» Пантелеймона Куліша. Книга принадлежит к серии «Бронебійна публіцистика», которая состоит из 15 изданий украинских публицистов ХIХ–ХХ веков. Собрание публикаций известных авторов, таких как Николай Костомаров, Михаил Драгоманов, Иван Франко, Евгений Маланюк и многих других выдающихся деятелей, является необходимым источником силы и вдохновения для каждого украинца в непростое для нас время. А еще это попытка по-новому взглянуть на личностей, которых мы привыкли видеть лишь как писателей...
Пантелеймон Кулиш, труд которого попал в мои руки, конечно, одна из ключевых фигур украинской культурной жизни конца ХІХ века. Его публицистика — это жесткая критика современной для него цивилизации и вместе с тем большое вдохновение и утверждение украинского народа. Это — фигура, непреклонно уверенная в праве украинцев на собственную суверенность. Мало сказать, что Пантелеймон Кулиш является величайшим писателем, который создал блестящий гимн казачеству, — «Чорну раду», это личность, которая переводила самые выдающиеся произведения мировой литературы, знала в совершенстве девять языков, была разрушителем «казацкого мифа»!
В издании газеты «День» собранно две публикации автора. Первая — «Зазивний лист до української інтелігенції». В ней отразился внутренний конфликт Пантелеймона Кулиша в то время, когда его критиковали из-за желания самостоятельно мыслить. Это — громкий призыв к соотечественникам беречь родное слово, защищать свой язык и культуру, невзирая на все неурядицы истории.
Второе произведение называется «Листи з хутора». Здесь охвачены наиболее важные вопросы для Пантелеймона Кулиша — гармоничная жизнь на природе, культура, глубокий анализ фигуры и творчества Тараса Шевченко. Здесь автор рассуждает о ценности наработки великого поэта, дает оценку ему как личности.
Также запомнилась статья известного украинского историка, фольклориста, политолога Михаила Драгоманова «Пропащий час», напечатанная в серии «Бронебійна публіцистика». Как раз сейчас появилась необходимость ознакомиться с основными трудами Михаила Драгоманова (одним из них является «Пропащий час»). Статья — это яркое изложение мыслей выдающейся личности, где совмещается высокая степень эмоциональности и логичность выводов автора.
«Пропащий час» — это размышления о противоречии между объективной потребностью национального самоопределения Украины и «громадівською» самоуправляющейся демократией, в идеалы которой верил писатель. Здесь предостережение о противоречии между общероссийской демократией, со сторонниками которой Драгоманов искренне стремился сотрудничать, и российскими тоталитарно-шовинистическими наклонностями, которые он видел еще тогда (!).
Реалист Драгоманов через собственные интеллектуальные поиски дает нам возможность пересмотреть сегодняшние ошибки, обратить внимание на болезненные реалии нашей жизни.