Украине дали подсказку, как получить антикризисный кредит МВФ, оставив попытки списать часть номинальной стоимости долга международным кредиторам. «Существует множество разных способов сэкономить $15 миллиардов и без списания, — заявила во вторник старший вице-президент рейтингового агентства Moody’s Investors Service Кристин Линдоу в интервью агентству Bloomberg. — Снижения долговой нагрузки можно добиться по-другому, в частности, за счет значительного сокращения купона, длительной отсрочки».
ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Напомним, МВФ готов выделить Украине в виде кредитов $17 миллиардов, но при этом требует снизить в течение четырех лет платежи по долгам на $15,3 миллиарда, снизив, таким образом, до допустимого уровня долговую нагрузку на страну. С 29 июня по 3 июля в Вашингтоне намечается встреча МВФ, правительства Украины и специального комитета держателей украинских облигаций. Комитет получил новые предложения Украины о реструктуризации облигаций, но считает более выгодным для Украины свое предложение, не предусматривающее списания основной суммы долга. Заявление Линдоу, похоже, открывает перед нашим правительством новое окно возможностей...
За последние полтора года внешний долг страны сократился на $1,5 миллиарда, говорит экс-министр экономики и финансовый эксперт Виктор Суслов. По его словам, хуже быстрого роста внешних долгов может быть только их быстрое сокращение, что у нас сейчас и происходит. «За последние полтора года доверие кредиторов к Украине резко упало, нам прекратили давать деньги как государственные, так и частные кредиторы», — говорит он. Эксперт прогнозирует, что осенью правительство ждет отставка, но и новое, по его мнению, не будет эффективным. Одним из основных рисков в экономической сфере, как считает Суслов, является невыполнение долговых обязательств, другими словами — риск дефолта.
К тому же, украинское правительство очень слабо выглядит в сфере международной политики и международных отношений и ориентируется только на внешнюю помощь, публично высказывая обиды западным лидерам... И это, по данным Суслова, «достаточно плохо на Западе воспринимается».
ДЕВАЛЬВАЦИЮ ПО ОСЕНИ ПОСЧИТАЕМ
«В результате сегодня у нас нет возможности нормально реструктуризировать долги, — продолжает он. — Мы вынуждены отдавать больше, чем получаем. Поэтому приходится выплачивать ранее взятые кредиты, вынимая деньги из экономики, из банковской системы, увеличивая налоги, уменьшая социальные выплаты, повышая тарифы, обесценивая гривну и сокращая ВВП... Выплата долгов ведет к росту спроса на валюту и, несмотря на девальвацию гривны практически в 2,5 раза, приводит к отрицательному сальдо платежного баланса в $1,9 миллиарда». Эксперт прогнозирует, что с осени девальвация гривны возобновится, а вероятность дефолта до конца года он оценивает не ниже, чем в 90%. В сентябре правительство, весьма вероятно, примет решение ввести в действие мораторий на выплаты по долгам.
Суслов отмечает, что попытки правительства вести переговоры с кредиторами с позиции силы провалились, поскольку премьер-министр давал кредиторам «последний шанс» на реструктуризацию (хотя его могут давать на самом деле только кредиторы), убеждал их, что реструктуризация будет только на условиях украинского правительства. «Вся эта риторика должна была привести к провалу переговоров, и на нынешнем этапе так и случилось, — говорит эксперт, — посмотрим, какой результат даст совместная встреча с кредиторами и с МВФ».
Эксперт не видит сегодня позитивных сигналов для украинской экономики и считает, что экономическая политика Украины должна быть пересмотрена. «На сегодня главное — это повышение эффективности власти: должен быть изменен состав правительства, либеральная политика заменена политикой жесткого полувоенного государственного регулирования. Надо ускорять все процедуры принятия решений, изживать коррупционные скандалы, которые в последнее время сильно подрывают доверие к власти. Он надеется, что, оценив ситуацию, Президент Украины, Верховная Рада будут настаивать на принятии специальных решений, которые резко повысят эффективность исполнительной власти.
КАК РАСТИ И КАК ДОГОНЯТЬ
Более оптимистически смотрит на ближайшие перспективы украинской экономики исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. В то же время и он отмечает, что перспективы на ближайшие шесть месяцев довольно печальные. По его мнению, падение экономики продолжится. По результатам года ВВП Украины, согласно прогнозу Фонда, снизится на 10% (прогноз МВФ — на 9%), а за последние три года — на 17%. И это при том, что мировая экономика показывает рост (за тот же период — на 9%). Эксперт сравнивает ВВП Украины на душу населения (прогноз на 2015 год — $2000) c соседними странами — Польшей, Венгрией, Румынией, Словакией, где ВВП, как минимум, в три раза выше, чем у нас.
При годовом росте в 1—2%, который, скорее всего, будет в следующем году, Украина, как полагает эксперт, не только не догонит своих соседей, но и еще больше отстанет от них. «Если будем расти процентов на пять в год, то сократить существующий разрыв с Румынией можно будет лишь к началу 30-х годов, — прогнозирует Устенко. — А уровня Польши можно будет достичь только к началу 50-х годов. Если мы не хотим усилить миграционные потоки с нашей территории, в результате чего ВВП у нас еще больше сократится, то рост должен быть от 7% в год. При 10% уровня Польши можно будет достичь в середине 20-х».
«А пока у нас идет падение, сопровождающееся всплеском роста безработицы, — продолжает Устенко. — В прошлом году по методологии МОТ она была примерно 9%. А на конец года, по нашему прогнозу, составит 12—14%». Но к этому показателю он предлагает сделать существенную скидку в связи с тенизацией экономики. В 2012 году она составляла 52%. Эксперт предполагает, что сейчас ее уровень продолжает расти, и поэтому официальной статистике о занятости уже нельзя полностью доверять. В первом квартале ее падение по официальным данным составило 17%, но на самом деле может быть еще ниже.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА?
«Это означает потери для госбюджета, — подчеркивает директор фонда, — дефицит которого в прошлом году был на уровне 12% ВВП. В этом году он составит 9% ВВП, и поэтому сейчас любые разговоры о том, что можно использовать в социальных целях имеющийся временный профицит, лишены всякой логики». «Кто может фондировать (компенсировать) этот дефицит? — спрашивает эксперт, -Нас ведь ждет серия технических корпоративных дефолтов, как это было с «Укрэксимбанком», со всеми другими квазисуверенными эмитентами — «Ощадбанком», «Укрзализныцей», муниципальными бондами Киева и т.д.»
У Устенко нет никаких сомнений в том, что Украине удастся договориться с частными кредиторами. Вероятность этого в Фонде Блейзера оценивают в 95%. Гарантировано будет продолжено и сотрудничество с МВФ. Вместе с тем, эксперт отмечает, что получение транша МВФ не снимает вопроса о фондировании дефицита госбюджета. Помочь в этом смогут только заимствования у международных финансовых институций, считает Устенко, поскольку частный рынок кредитования для Украины будет закрыт на долгие годы из-за дефолтов. В связи с этим правительству придется и дальше снижать расходы бюджета, что будет, по его мнению, крайне сложно.
РАДИКАЛЫ И ЖЕРТВЫ
«День» напомнил экспертам, что Минфин, а также ряд общественных организаций сейчас работают над радикально обновленной налоговой системой. В ее рамках по примеру Грузии рассматривается, в частности, вопрос об отмене единого социального взноса и, соответственно, солидарной пенсионной системы. Помогут ли налоговые новации оздоровить бюджет страны, и как это скажется на гражданах, в частности, пенсионерах?
Отвечая, Устенко отметил, что пенсионерам будет, конечно, очень плохо. «Если планировать снижение налогов на 1—2%, то этим можно и не заниматься, — говорит директор фонда. — Но если мы хотим кардинально изменить ситуацию и привлечь инвестиции, чтобы получить существенный рост экономики, придется жертвовать доходной часть госбюджета».
«Правильная логика, — продолжает эксперт, — попытаться снизить налоговое давление на бизнес. Но как в этом случае выполнять расходную часть? Колоссальный резерв — сокращение госзакупок и борьба с коррупцией. Одно только улучшение рейтинга восприятия коррупции на 10% может обеспечить $40—50 миллиардов инвестиций. А в этом году их будет, согласно нашему прогнозу, лишь один-два миллиарда».
К ТЕМЕ
На чьей стороне МВФ?
Эксперт: Предложение Фонда относительно возврата Украиной долга России уже до конца года, играет... нам на руку
Международный валютный фонд предложил Киеву признать трехмиллиардный долг перед Россией государственным, а не частным. Об этом сообщили украинские СМИ, ссылаясь на Bloomberg. Если Киев примет такое решение, то задолженность перед Россией будет исключена из списка займов, подлежащих реструктуризации. Следовательно, уже до декабря этого года Украина должна будет вернуть три миллиарда долларов, под которые в конце 2013 года правительство Януковича-Азарова выпустило евробонды.
Согласно процедуре, статус этих еврооблигаций еще должен утвердить исполнительный совет МВФ. Тем временем отечественное правительство рассматривает кредит Кремля как любые другие украинские еврооблигации, которые должны быть включены в переговоры о реструктуризации. Впрочем, российская сторона не намерена идти на реструктуризацию и считает этот долг суверенным.
К слову, в понедельник правительство уже выплатило 75 миллионов долларов по этим бумагам.
«МВФ играет на нашей стороне. И это заявление - одна из попыток внести ясность в схему российского правительства и определить конкретно, кто является владельцем этих еврооблигаций», — говорит главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-рейтинг» Виталий ШАПРАН. Как объяснил эксперт «Дню», в случае если Россия признает, что этот долг Украины является суверенным, то мы можем подать на РФ в суд за аннексию Крыма и события на востоке страны. Тех доказательств, которые уже собраны, убеждает он, вполне достаточно, чтобы приостановить выплаты по евробонду и отложить до завершения судебного процесса.
К тому же, напоминает заявление министра финансов Виталий Шапран, вызывает подозрение и само соглашение, заключенное менее чем за два месяца до побега Виктора Януковича. «Три миллиарда облигаций почему-то хранятся в трех депозитариях. Если вы солидная финансовая институция, например Фонд благосостояния РФ, то для чего вам открывать счета в трех депозитариях и при этом платить комиссию за операции по этим счетам, а также платить за их обслуживание? Есть обоснованное подозрение, что один из владельцев или несколько — не являются государством», — говорит эксперт и прибавляет, что сами же представители российской власти не могут обоснованно объяснить свое решение так распределить кредитные средства для Украины.
В случае если Россия не признает за собой суверенность долга, добавляет эксперт, нужно будет встречаться с частными собственниками и договариваться о реструктуризации, как это делает сегодня та же Греция.
Мария ЮЗЫЧ, «День»