Вслед за Одесской оперой (см. «День», №113 от 1 июля 2015 г.) к творчеству Жоржа Бизе обратились харьковчане. Спектакль «Кармен» не шел восемь лет на сцене ХНАТОБа, и поэтому понятно зрительское ожидание, и аншлаг, но, несмотря на горячий и доброжелательный прием публики, мнения критиков о новинке репертуара разделились...
В премьере оперного шоу Carmen приняли участие бывшие солисты Донбасс Оперы Наталья Матвеева (Кармен) и Сергей Гонтовой (Хозе), а теперь солисты Харьковского театра. Эскамилио пел уроженец Луганщины Владимир Козлов, а Микаэлу — Юлия Пискун, они недавно выступали с концертами в зоне АТО. Похоже, что в подсознании каждого из исполнителей главных партий это и отразилось.
Спектакль не был задуман как красочное сценическое воплощение партитуры Ж.Бизе. Главная черта постановки — надвигающаяся катастрофа в жизни главной героини и всех, кто ее окружает. На сцене много оружия, насильственных действий — гораздо больше, чем того требует сюжет Мериме — Бизе. Люди в камуфляжной форме вообще из «другой оперы», точнее из Донбасс Оперы нынешней. Из другого мира и Кармен Натальи Матвеевой (на фото). Возможно, кто-то привык к более густому тембру меццо-сопрано исполнительниц Кармен. Певица не производит впечатление пританцовывающей оперной героини, поющей о «ля мур». Эта женщина — само бесстрашие, а ее вожделение выборочно. Потому в результате играющий со смертью тореадор для нее становится гораздо ближе, чем увалень Хозе, «воюющий» с работницами табачной фабрики. Особых доказательств достоинства Матвеевой — актрисы и певицы не требуют. К тому же выбрали ее среди других вокалисток сами постановщики (дирижер Виктор Плоскина и режиссер Армен Калоян). Наталья Матвеева продемонстрировала на сцене образную трансформацию ее героини — от предчувствия смерти до любовной истомы, от гнева до ликования...
Кстати, в следующем сезоне коллектив ХНАТОБа отметит три юбилея: 235 лет первого музыкального спектакля в Харькове; 140-летие постоянных оперных антреприз и 90 лет создания первого украинского театра оперы и балета!