Украина и Словакия являются не только ближайшими соседями, но и имеют похожую судьбу: обе страны длительное время находились в тени своего «старшего брата» и были вынуждены вести освободительную борьбу за свою независимость, развивать собственную государственность и национальную экономику.
Следует честно признать, что невзирая на небольшие размеры страны и наличие серьезных социальных проблем объективного плана, словаки достигли больших успехов в экономической плоскости, особенно в энергетической и машиностроительной сферах. Любители метафор даже называют этот феномен современным «европейским Детройтом». Своим опытом они не против поделиться и с нами, но создается впечатление, что украинские чиновники и дипломаты больше тяготеют к формулировке: «не учите нас жить, лучше помогите материально», то есть кредитами. Собственно, такие мысли пришли после ознакомления с рядом материалов в СМИ об отмене в последний момент приезда П. Порошенко на юбилейную безопасностную конференцию GLOBSEC в Братиславе и отказ от проведения в Ивано-Франковске встречи в формате «Украина — Вышеградская четверка», посвященной вопросам энергоэффективности.
Чтобы понять логику действий украинской стороны, мы попросили прокомментировать ситуацию по этому поводу директора регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Ужгород Светлану МИТРЯЕВУ:
— Отмечу, что Словакия является ключевым европейским партнером Украины в сфере энергетической безопасности, — говорит пани Светлана. — С целью экспертной оценки этого сотрудничества и определения дальнейших рекомендаций для правительств обеих стран относительно предоставления Братиславой помощи Киеву 15 мая с.г. в Национальном Институте стратегических исследований (Киев) состоялся первый украинско-словацкий форум. Этой встречей было положено начало регулярным двусторонним консультациям по актуальным вопросам украинско-словацких отношений при участии представителей органов государственной власти, экспертной среды, общественных организаций, бизнес-сообществ двух стран. Отныне такие форумы будут проводиться раз в год поочередно в Украине и Словакии, а повестку дня будут формировать Национальный институт стратегических исследований и Исследовательский центр Словацкой ассоциации внешней политики по согласованию с внешнеполитическими ведомствами обеих стран.
Словакия успешно прошла путь реформ в энергетическом секторе и имеет серьезный опыт в построении рыночной модели, признанной одной из лучших в Центральной Европе. И в этом контексте для Украины опыт Словакии является очень ценным. Во-первых, это вхождение энергетического сектора Украины в объединенный рынок ЕС и привлечение иностранных инвестиций в сферу энергетики. Во-вторых, это внедрение положений Третьего энергетического пакета Европейского Союза и практическая деятельность на энергетических рынках. В-третьих, это расширение использования возобновляемой энергетики и повышение энергетической эффективности национальной экономики. А еще — участие Словакии в работе институтов европейской энергетической безопасности.
В новой Стратегии национальной безопасности Украины энергетическая безопасность является одним из приоритетных направлений. Предусматривается повышение энергетической эффективности и обеспечение энергосбережения, диверсификация источников и маршрутов снабжения, преодоление зависимости от России, развитие альтернативной и ядерной энергетики с учетом приоритетности заданий экологической, ядерной и радиационной безопасности и тому подобное.
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРТНЕРОВ НАМ ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМА»
— Украина в настоящее время находится на этапе создания сектора энергетической безопасности, и потому практическая помощь европейских партнеров нам очень необходима. Тем более что на протяжении более чем 20 лет Украина полностью зависит от поставок российского газа. Но конфликт, который начался в прошлом году, заставил Украину найти действенную альтернативу — реверсивные поставки газа из Европы. Эксперты, выступавшие на форуме, считают, что планы украинского правительства касательно максимально возможного отказа от российского газа реальные.
Кроме того, если Россия в дальнейшем будет наращивать давление, предлагая нереальные цены, Украина надеется дополнительно запустить «большой реверс» из Словакии объемом около 100 млрд куб. в год. Напомню, что Киев и Братислава подписали меморандум о реверсивных поставках газа в Украину. Соглашение, к которому шли два года, предусматривает поставку до 8 млрд куб. газа в год словацкой транзитной компанией «Июстрим». В перспективе эти объемы Украина надеется увеличить до необходимых 20 млрд куб. в год.
В начале сентября 2014 года был запущен реконструированный газопровод Вояны-Ужгород, по которому газ из европейских стран поступает в Украину в реверсивном режиме. Начальная мощность трубопровода в 10 млрд куб. газа в год потом неоднократно повышалась, и по состоянию на 3 июля с.г. достигла 13,6 млн куб. м в сутки. В то же время необходимо отметить, что теперь Украина использует лишь половину реверсивного потенциала этого газопровода. Не следует забывать, что Словакия является составляющей общеевропейского рынка газа. Большинство газа словаки покупают в России по долгосрочному контракту (до 2028 года). Цена закупки — коммерческая тайна. Словакия также покупает газ и на рынках Западной Европы. Все зависит от текущей цены и внутренних потребностей страны.
20 мая нынешнего года состоялась встреча президентов Украины и Словакии, во время которой Петр Порошенко отметил, что сотрудничество со Словакией в энергетической сфере дало возможность остановить монополию «Газпрома» и обеспечить Украину газом. В свою очередь Андрей Киска заверил, что Словакия будет придерживаться обязательств относительно реверсного снабжения газа в Украину. В то же время он отметил, что вопросы энергобезопасности Украины и Евросоюза будут решаться совместно.
«ОСТРЫМ ОСТАЕТСЯ ВОПРОС: А ЧТО ДАЛЬШЕ?»
— Однако острым в наших отношениях остается вопрос: а что дальше? Ведь Словакия считает нынешние объемы газа достаточными, тогда как украинская сторона настаивает на увеличении реверса. Вряд ли поиск компромисса будет скорым, поскольку заинтересованных сторон все-таки де-факто не две, а четыре: Украина, Словакия, Европейская комиссия и ... Россия. В связи с этим, во время дискуссий в украинской столице предлагалось создать трехсторонний механизм на уровне министерства энергетики Киева, Братиславы и соответствующих директоратов Европейской комиссии. И, собственно, продолжение этих дискуссий и предполагалось 23 июня с.г. в Ивано-Франковске, где должна была состояться встреча в формате «Украина — Вышеградская четверка», посвященная вопросам энергоэффективности, поскольку страны Вышеграда взяли публичные обязательства помогать Украине с реформами, причем Словакия отвечает за вопросы энергетической безопасности. Тем более, что вопрос реверса приобретал новое значение с 1 июля, когда Украина намеревалась приостановить закупки газа в РФ по причине отсутствия согласованных договоренностей между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз» об условиях поставок после второго квартала. Но... Менее чем за неделю, украинской стороной проведение этого форума было отменено! Есть разные версии и украинской, и словацкой сторон о причинах такого шага. Возможно, Министерство иностранных дел Украины имело свои аргументы относительно такого радикального решения, но в этих сложных условиях, в которых находится Украина, необходимо ценить поддержку каждого партнера ЕС, тем более соседа. И совместно, за дискуссионным столом, решать все невыясненные вопросы, использовав для этого, в том числе, и площадку в Ивано-Франковске.
Следует понимать, что только вместе, в кругу стран-друзей Украины в ЕС, мы можем преодолеть нынешние вызовы и риски, появившиеся перед нами, и не потерять доверие партнеров, тем более соседей, поддержавших Украину в ее европейском выборе и помогающих ей в это непростое время моральной поддержкой, гуманитарной помощью и передачей опыта реформ. Тем более, что события в Мукачево не добавляют позитивного имиджа Украине и уменьшают круг стран членов ЕС — симпатиков Украины.