Российского школьного учителя немецкого языка Александра Бывшева, как и ожидалось, Кромский райсуд Орловской области приговорил к полугоду исправительных работ и к запрету на профессию сроком на два года, да еще и ноутбук конфисковал как орудие страшного преступления. Тем самым суд полностью удовлетворил требования прокуратуры. Подсудимый с приговором не смирился и собирается обжаловать приговор. Опыт подсказывает, что ему придется дойти до Европейского суда по правам человека, поскольку надежды на отмену обвинительного приговора в сильно «независимых» российских судах — никакой. Ведь вменяют Александру часть 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти или вражды) в формулировке «с целью возбуждения вражды и унижения достоинства человека, группы лиц по признаку национальности». Хотя унижает и свой, и соседний украинский народ и возбуждает ненависть к Украине и украинцам именно российское правительство, аннексировавшее Крым и отправившее «зеленых человечков» и горы оружия на Донбасс, чтобы разжечь там войну. И применена данная политическая статья против Бывшева в связи с украинским вопросом. Поводом к преследованию российского педагога послужила публикация им на собственной странице в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» 1 марта 2014 года стихотворения «Украинским патриотам». Там, в частности, есть такие строки:
Невідомий спецназ виник якийсь там.
(Кремль ни гу-гу о «тайных пришельцах».)
«Ні п’яді Криму путінським чекістам!» —
Звучит набатом в раненых сердцах.
На всі підступності москальської банди
Ответьте по-бандеровски, друзья:
«Хай захлинуться кров’ю окупанти!» —
Іначе «з цією сворою» нельзя.
Зустріньте ворогів, як діди ваші
Чтоб не топтался здесь чужой сапог.
Для них свинцевої приготуйте каші.
В нещадній битві бережи вас Бог!
Ховати вам патрони iще рано —
Росія погрожує марш-кидком.
Хай дух живе Шухевича Романа!
Хай стане вам Господь провiдником!
Стихотворение было написано еще до формальной аннексии Крыма, но тогда, когда на полуострове вовсю орудовали путинские «зеленые человечки». Однако, как заметил адвокат Бывшева Владимир Сучков в интервью оппозиционному интернет-ресурсу Грани.ру, «предметом исследования было одно-единственное стихотворение, а суд его не исследовал вообще. Вместо этого — показания 40 свидетелей, которые что-то где-то видели или слышали об этом. Рассмотрены мнения экспертов — какие-то критически, а какие-то некритически. А само стихотворение суд так и не читал». А зачем читать и изучать, тратить драгоценное время, если приговор и так предрешен? А заодно Бывшева внесли в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга, заблокировав его финансовые счета и фактически лишив средств к существованию. Нашли экстремиста! Неужели стихов российская власть боится не меньше, чем бомб террористов? Может быть, надеются, что осужденный не выдержит и эмигрирует в Украину или куда-нибудь еще.
В деле Бывшева проявилось как стремление Кремля взять под свой контроль социальные сети и ввести там жесткую цензуру, так и желание не допустить никаких сколько-нибудь заметных публичных выступлений в поддержку Украины в России. И надо признать, что свои задачи российская власть в целом пока выполняет. Российское общественное мнение по украинскому вопросу Путину до сих пор удается контролировать и направлять его в нужное русло. Тот же Бывшев вскоре после публикации своего стихотворения начал подвергаться систематической травле, в которой участвовали не только представители власти. А когда группа писателей — членов Русского ПЕН-центра, включая автора этих строк, — попыталась организовать обращение в его защиту от имени нашей организации, поскольку человек пострадал именно за свое литературное творчество и право на самовыражение, а борьба за свободу слова — это долг писателя, руководство Русского ПЕН-центра воспротивилось этому, и обращение было опубликовано в соцсетях всего лишь от имени группы писателей. Неудивительно, что Бывшев признается: «Степень зомбированности наших людей просто поражает. Я никогда не думал, что так легко люди на такую примитивную пропаганду будут откликаться. Просто поразительно. Даже у нас в Кромах я слышал такие предложения некоторых людей: а давайте формировать отряды и отвоевывать Аляску». Ну, до Аляски-то вряд ли дойдут. Да и воевать в Донбассе в своем большинстве россияне теперь горазды только на словах. Массовые отказы воевать в Украине среди российских военнослужащих-контрактников доказывают, что поток «пушечного мяса» иссякает.
Но вот большая часть русской интеллигенции до сих пор не избавилась от комплекса «старшего брата» по отношению к Украине и украинцам. Последние, дескать, хороши только до тех пор, пока ограничиваются вышиванками и украинскими песнями и плясками, а в больших делах слушают Россию и русских. А уж если, не дай Бог, перестают слушаться и начинают помышлять о подлинной независимости, то разом превращаются в «бандеровцев» и «русофобов». До крайностей, правда, доходит редко. Знаменитый актер Олег Табаков, позволивший себе не менее знаменитое высказывание насчет того, что украинцы и их интеллигенция — это вообще какие-то второсортные, «убогие» недочеловеки, позволяющие себе тявкать на великий русский народ-богоносец, смотрится все-таки неким экзотическим исключением, хотя в общий тренд, безусловно, укладывается. Российская интеллигенция в своем подавляющем большинстве всегда состояла при существующей власти, которая практически никогда не была демократической, зато всегда была имперской. И даже большинство тех русских интеллигентов, кто так или иначе стоял в оппозиции к существовавшему в тот или иной момент правительству, будущую Россию мыслили как империю, причем примерно в тех же границах, в которых существовали Российская империя или Советский Союз.
Неудивительно, что украинской культуре (равно как и белорусской) представители российской творческой интеллигенции нередко отказывают в национальной самостоятельности и самобытности. Ее рассматривают в лучшем случае как провинциальную вариацию русской культуры. Любые попытки Украины как государства уйти из- под опеки России, а украинской культуры — из-под столь же навязчивой опеки русской культуры, встречаются в штыки и рассматриваются как предательство то ли «славянского братства», то ли единого «русского народа». С этим власти и интеллигенция в России еще окончательно не определились. Но когда уроженец орловских Кром, коренной русский, да еще и русский поэт, один из сборников которого называется «С думой о России», позволяет себе открыто поддерживать Украину в ее сопротивлении российской агрессии, да еще и писать стихотворения на украинском языке, предателя непременно надо наказать, пусть и не слишком сурово. Все-таки время еще не советское, и за стихи отправлять годков на 5—7 на лесоповал, как бывало когда-то, пока еще неудобно. Зато и заступаться за «отщепенца» — себе дороже.
Многие мои знакомые, даже не являясь поклонниками Владимира Путина и установленного им режима и в целом не одобряя войну на Донбассе, на полном серьезе убеждают себя и других, что как в аннексии Крыма, так и в возникновении вооруженного конфликта на Донбассе виновата не только Россия (и даже не столько Россия), но и Украина. Дескать, новая революционная украинская власть в первые дни и недели впала в эйфорию и своими непродуманными действиями, в том числе в языковом вопросе, вызвала недовольство большинства русскоязычных жителей Крыма и спровоцировала их на восстание против Киева. А уж Путин не мог не воспользоваться предоставленными ему козырями. Люди, которые рассуждают таким образом, фактически уравнивают агрессора и его жертву. Ведь с точно таким же основанием можно было бы сказать, что Польша в 1939 году была авторитарным государством, где процветала коррупция и далеко не в полной мере соблюдались права национальных меньшинств. Поэтому, мол, Гитлер, имел определенные основания для того, чтобы защищать права немцев в Польше, ну а дальше получилось так, как получилось.
Такая логика была явно ущербна для начала Второй мировой войны. Ведь Гитлер заботился отнюдь не о защите прав немцев, а о завоевании соседних государств и достижении мирового господства. Польша же, равно как и Франция с Англией, нападать на Германию не собирались. Но подобная логика столь же ущербна и применительно к нынешнему российско-украинскому конфликту. Путина волнуют отнюдь не права русскоязычного населения, а возможность полностью контролировать Украину и другие постсоветские государства, не исключая и страны Балтии, являющиеся членами Евросоюза и НАТО, экономически и политически. Правительство же Украины, пришедшее к власти в результате революции достоинства, готово было к достаточно широким компромиссам и с Крымом, и с Донбассом, и, наоборот, слишком долго пыталось (а в какой-то мере и сейчас пытается) договориться с прежней командой на Донбассе, даже тогда, когда уже начались боевые действия. И можно не сомневаться, что без российских войск и российского оружия не случилось бы ни оккупации Крыма, ни войны на Донбассе. Попытки же использовать аргументы об «украинской вине» — это всего лишь попытки оправдать собственное бездействие в отношении российской политики в Украине.
Александр Бывшев — один из немногих, кто рискнул возвысить свой голос в защиту Украины. И расправа с ним была вполне закономерна. Отношение же большинства россиян к Украинскому государству и культуре изменится только тогда, когда украинцы смогут покончить с войной на Донбассе, достигнут национальной консолидации и докажут всему миру, что Украина никоим образом не является «несостоявшимся государством».
Борис СОКОЛОВ, публицист, Москва, специально для «Дня»