Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Авиарынок — на перепутье

Антимонопольный комитет начал расследование стоимости авиаперевозок в Украине
22 июля, 2015 - 10:55
ФОТО REUTERS

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) до сентября должен разобраться с фактами нарушения законодательства на рынке авиаперевозок. Такое решение вынес Совет нацбезопасности и обороны (СНБО), на заседании которого рассматривался вопрос «О мерах по защите национальных интересов Украины в авиационной отрасли». Интерес к рынку авиаперевозок вырос после публичной ссоры одесского губернатора Михаила Саакашвили с председателем Госавиаслужбы Денисом Антонюком. Как писал «День» ранее, бывший грузинский президент обвинил министра в лоббировании интересов МАУ и создании особых условий для монополии этой компании. Все закончилось тем, что Кабмин отстранил Антонюка от исполнения обязанностей на период проведения служебного расследования, а руководство МАУ отбросило все выдвинутые обвинения.

В канун решения СНБО «День» обратился к АМКУ с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг авиарынка. В частности интересно, изучал ли Комитет в течение последнего года этот рынок на предмет деятельности на нем монополий, считает ли он МАУ монополистом и какая часть этой компании на рынке, а также — определял ли он экономически обоснованную стоимость авиаперевозок в стране? В предоставленном ответе АМКУ оставил без комментариев вопрос о МАУ и монополии на авиарынке. При этом в пресс-службе ведомства отметили: «Комитетом проводится углубленное расследование относительно составляющих, имеющих существенный удельный вес в стоимости авиабилетов (автоматизированное бронирование авиабилетов и аэропортовые сборы)». В Антимонопольном комитете объяснили, что бронирование авиабилетов осуществляют несколько зарубежных компаний, у одной из которых часть на рынке — около 70%, у другой — около 20%. Доля «брони» в расходах авиакомпании, по данным АМКУ, — 20%. Выясняется и соблюдение законодательства о защите экономической конкуренции аэропортами Украины при предоставлении понижающих коэффициентов и скидок к аэропортовым сборам.

Между тем участники рынка более многословны. «Монополия на рынке есть, и мы об этом говорим уже год. Теперь говорят и другие», — рассказывает «Дню» председатель Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины Николай Марченко. Но почему ее не видит Комитет?

СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ

АМКУ пока не готов к реальной работе, сообщил «Дню» бывший министр транспорта Иосиф Винский. По его мнению, комитет будет «выдумывать разные умные вещи», но того, что 60% внутреннего рынка контролирует одна компания, — он не видит. «У нас в авиаперевозках есть два очевидных монополиста — МАУ и аэропорт «Борисполь», — объяснил он. Впрочем, по его мнению, вопросы есть не только к ним. Первое, что должен был бы проверить Антимонопольный комитет, считает Винский, — цена на авиатопливо. По его словам, в «Борисполе» есть монополист по продаже и поставке топлива, и относительно этого «надо принимать решение». «У нас цена топлива выше, чем в Варшаве», — объясняет он. Кроме того, считает эксперт, надо проверять и другие составляющие тарифа, потому что никто не знает, что и где спрятано в них.

Между тем в МАУ все обвинения отбрасывают и утверждают, что стоимость их авиаперевозок экономически обоснована. В подтверждение своей правоты компания раскрыла структуру расходов своих тарифов (см. график к тексту). Ни одна из остальных внутренних авиакомпаний пока не раскрывала такую информацию. МАУ также обратились к Европейской комиссии с просьбой ускорить процесс подписания Соглашения об Общем авиапространстве, чтобы таким образом либерализировать рынок авиаперевозок в Украине. «Это будет одним из важных и конкретных шагов для того, чтобы украинцы летали много, дешево и безопасно», — считает совладелец МАУ Арон Майберг. Кстати, вчера он раскрыл еще одну интересную информацию: он официально подтвердил, что среди бенефициаров МАУ есть Игорь Коломойский.

ОГРАНИЧИТЬ ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА

По мнению председателя Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины, договор о САП действительно принесет изменение правил на авиарынке. Ведь, во-первых, говорит он, в Украине внедрятся стандарты безопасности полетов ЕС. Во-вторых, начнут действовать единые принципы управления воздушным движением. В-третьих, произойдет дерегуляция и либерализация воздушного пространства: государство оставит за собой только функции регуляции вопросов безопасности авиации, а остальные передаст авиакомпаниям. «Чтобы получить доступ к рынку, авиакомпании нужно будет получить только эксплуатационную лицензию. Это главный документ, который должно выдавать государство, а дальше на этом госрегулирование завершается и начинается на уровне переговоров авиакомпаний и аэропортов», — объяснил Николай Марченко.

Как эти все три пункта могут помочь в формировании цивилизованного рынка в Украине?

«С отдельными странами ЕС у Украины действуют двусторонние договоры, например с Бельгией. В их рамках действует правило — по одному назначенному авиаперевозчику. Это регуляция, ее надо убрать. Должен быть свободный доступ для всех компаний на полеты в эти страны. То же самое с Францией, Голландией. С Германией такой преграды нет, но есть другая: она действует на уровне авиационной власти — ограничения часто на такие направления как Киев  — Берлин, Киев — Мюнхен и Киев         — Франкфурт. То есть на основные хабы может летать ограниченное количество перевозчиков. Это сокращает перечень наших перевозчиков, которые могут летать туда (которым потенциально интересно работать в Украине)», — объяснил председатель Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины. Поэтому, добавляет он, разбить внутреннюю монополию можно, необходимо внедрить евростандарты безопасности полетов и европейские правила регуляции доступа к маршрутам. Кроме того, продолжает он, государство должно пересмотреть двусторонние договоры о воздушных сообщениях со странами Ближнего Востока и Азией. «Это усилит конкуренцию внутри страны и изменит стоимость билетов. Зайдет большее количество авиакомпаний. Реально для Украины достаточно 7–10 авиакомпаний, которые могут работать на рынке международных полетов, а сейчас их 2–3»,        — добавил он.

ВЕРНУТЬ ЛОУКОСТЫ

По мнению Винского, Госавиаслужба, КМУ и отраслевое министерство должны привлекать дополнительные авиакомпании, прежде всего лоукосты. Что это даст? Так в 2009 году заход ВизЭйра привел к снижению внутренних цен на 30%.

Между тем профильный вице-премьер министр Валерий Вощевский сомневается в быстром приходе на украинский авиационный рынок лоукостов и призывает усиливать сотрудничество с базовыми компаниями в Украине. «Каждый базовый аэропорт поддерживает базовую компанию, чтобы количество пассажиров, которые могут купить билеты, росло. Дело не в том, что одна компания, а в том, что у людей мало денег (в Украине. — Авт.)», — недавно заявил он. По мнению Вощевского, например, пассажиропоток в аэропорту «Борисполь» составляет семь миллионов человек, тогда как в аэропорту во Франкфурте — 70 миллионов в год. «Необходимо делать все, чтобы базовые компании сюда привозили как можно больше пассажиров из других стран» — считает он. Вощевский также отметил, что, согласно утвержденному финансовому плану «Украэродвижения», на сегодняшний день снижение количества полетов через Украину составляет 60%.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ