Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Гибридная» экономика уничтожает страну»

Эксперты «Дня» — о выполнении правительством экономической части Коалиционного соглашения
28 июля, 2015 - 11:02
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украина избежала технического дефолта. В минувшую пятницу правительство выплатило 120 миллионов долларов купонного дохода по евробонду. Факт расчетов подтвердил заместитель министра финансов Украины по вопросам евроинтеграции Артем Шевалев: «Да, купон погашен». Позитивную новость усилила другая радостная весть — Международный валютный фонд одобрил предоставление Украине очередного транша. «В результате поддержки реформ и признания того, что президент, парламент, правительство проводят реформы и эти реформы полностью отвечают заявленной программе, Украина получила 1,7 миллиарда долларов от МВФ», — рассказал глава государства Петр Порошенко.

Поэтому гривня получила основания для укрепления, экономика — дополнительное время на передышку. Ведь риски полностью не сняты. В обзоре международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service сказано, что Минфин пошел на погашение в июле, чтобы избежать срыва переговорного процесса с частными кредиторами, который до настоящего времени имел определенный прогресс. По этой же причине, считают эксперты агентства, правительство, скорее всего, 23 августа выплатит 60 миллионов долларов процентного дохода по еврооблигациям на 1,5 миллиарда долларов с погашением в 2021 году. А вот реальная угроза введения моратория появится в сентябре, когда МВФ и другие международные кредиторы Украины будут требовать от правительства конкретного соглашения с частными кредиторами. «Мы ожидаем, что Украина воздержится от погашения 23 сентября еврооблигаций на 500 миллионов долларов, эмитированных в 2010 году, если КМУ до завершения очередного квартального пересмотра программы сотрудничества с МВФ не удастся достичь соглашения с частными кредиторами», — говорится в документе.

Сможет ли Украина удержаться от реализации перенесенных экономических рисков? Четкого объяснения реализации долговой политики от Минфина пока не прозвучало. Единственный ориентир для общества — требование МВФ, где четко сказано — реструктуризация внешних займов — часть программы сотрудничества. Вместо этого правительство всячески демонстрирует международным кредиторам и инвесторам активную реформаторскую деятельность. Впрочем, эффекта от реформ пока... очень мало. А реализованные — вызывают еще больше вопросов. Например, увеличение коммунальных тарифов на фоне потребления теплокоммунэнерго газа собственной добычи, который априори дешевле импортного.

Чтобы понять логику экономических действий правительства, следует ориентироваться на план его действий. Им является Коалиционное соглашение, подписанное председателями пяти парламентских фракций из коалиции 27 ноября 2014 года. В документе основными названы 17 направлений: регуляторная политика, развитие предпринимательства и обеспечение условий конкуренции, финансовый сектор, банковская сфера, сельское хозяйство, энергетика, инфраструктура, транспорт и тому подобное. Что из записанного выполнено? По данным Комитета избирателей и РПР, за первые два квартала 2015 года коалиция в парламенте выполнила лишь треть своих обязательств (см. графику). Что сделал КМУ — малоизвестно. Впрочем, выводы из почти полугодового реформирования сделать нужно и внести в экономическую доктрину правительства изменения, говорят эксперты. Иначе запаса прочности у экономики может не остаться.

ДВЕ ПРОГРАММЫ НА ВЫБОР

Подписанное соглашение — не более чем памятка, рассказывает «Дню» президент Центра экономических реформ Владимир ЛАНОВОЙ. Изначально, продолжает он, оно не могло быть выполнено, потому что его писали по принципу: «Кто что знал, то и добавляли». «В документе нет никакого общего фундамента, кроме словосочетания «европейская Украина». Экономические результаты за 8 месяцев не совпадают с записанными намерениями, потому что никто не закладывал в соглашение 20% падения производства, зарплат, сокращение количества рабочих мест, экспорта, инфляцию в 19%. Однако соглашение устанавливает жесткие пределы в деятельности правительства: прописано, что делать, до мелочей, но о том, как быть с денежно-кредитной, банковской, долговой, депозитно-кредитной политикой — ни слова», — говорит он. По мнению Ланового, документ не является исчерпывающим. «Он расписывает правительству план до мелочей и устанавливает, если кто-то из министров не будет выполнять его, того ждет отставка. Всех подвесили на крючки и все должны выполнять. Что плохого в такой модели? Решения рождаются в дискуссиях, в том числе в Кабмине, министерствах или на их стыках, а не в коалиции. Это значит, что перед правительством есть две экономических программы: одна от коалиции, другая — которую разработал собственно сам КМУ. Как вы думаете, какую будет выполнять Яценюк? Пути правительства и парламента разошлись, и это углубляет конфликты между ними. Яркий пример — увеличение тарифов, что очень покачнуло коалицию», — рассказывает «Дню» президент «Центра экономических реформ».

ЭНЕРГЕТИКА ОСТАЕТСЯ В ФОКУСЕ ОЛИГРАХОВ

В целом экономическая часть соглашения хотя и не очень хорошо, но выполняется, считает президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил ГОНЧАР. Например, объясняет он, в части обязательств по реформированию газового и энергетического рынка (в соответствии с требованиями к третьему пакету ЕС) — принят закон по газовому рынку, по энергетике — на подходе. Но даже здесь есть скрытый риск, который кроется в затягивании с дальнейшим реформированием. «Ведь законопроекты о рынке газа, электроэнергии и независимом регуляторе рынка (должен заработать с 1 октября) должны были бы рассматриваться одним пакетом, потому что они взаимосвязаны. Впрочем, произошел разрыв этого пакета: по газу приняли, по энергетике разрабатывают, а законопроект по Нацрегулятору увяз во внутрикоалиционных и межклановых спорах, которые мотивируются попытками выписать его модель под себя. Это опасно. Если регулятор не появится вовремя, то сохранится контроль олигархата над этим сектором, а все достижения по реформированию будут постепенно перечеркнуты», — говорит он.

По мнению Гончара, теперь Президент хочет оставить за собой право последней подписи по формированию состава этого регулятора. «Это может привести к замене одного клана другим. Если раньше газовым фаворитом был Фирташ, а энергетическим — Ахметов, то в энергетике сейчас сделают все под Григоришина. А по газу появится новый, еще никому не известный король», — говорит он. Вся несостоятельность политики всех ветвей власти проявляется на примере утраченных в результате аннексии Крыма шельфовых месторождений в Черном море. «Все оффшорные месторождения не относятся к Крыму, но Россия захватила их. В то же время ни правительство, ни Президент, ни парламент не ударили палец о палец, чтобы их вернуть», — суммирует он. 

В то же время председатель Аграрной партии Украины Виталий СКОЦИК не видит прогресса от реформ в отрасли АПК. «В программе нет стратегии развития отрасли. Только набор предложений. Почему так произошло? Аграриев как политической силы нет. Борьба за НДС доказала, что из 42 депутатов реально в работе было только 7. Видно, что министерство интенсивно работает на еврорынок и укрепление внешнеэкономических связей, но развития отрасли и сельских территорий не происходит», — говорит он.

Но хуже всего даже не это, говорят эксперты. За время восьмимесячного «недореформирования» образовался новый вид экономической политики — гибридный, который вредит Украине, продолжает Михаил Гончар. «С одной стороны, есть реальное виденье решения проблемы и правильные шаги. А с другой — не вполне адекватные результаты. На ключевые экономические должности пытаются «посадить» своих людей со стороны всех членов парламентской коалиции, чтобы выторговать самые выгодные позиции и за счет контроля финансовых потоков помогать своей политической силе», — объясняет он.

Еще одно следствие такой псевдоэкономики, продолжает Владимир Лановой, — позиция крупного бизнеса. «Он понял, что революционеры будут пытаться его ограничить, поэтому начал активно выводить средства и не инвестировать в развитие украинской экономики», — дополняет эксперт.

ТРИ СОВЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Чтобы удержать баланс экономики и политики, по мнению опрошенных экспертов, Кабмину следует изменить экономические подходы.

Лановой предлагает заняться срочно реформированием банковского сектора, остановить эмиссию и неконтролированную финансовую поддержку государственных корпораций наподобие НАК «Нафтогаз» и других. «Это ключевые условия для стабилизации гривни, возвращения доверия населения к сектору и старта кредитования», — считает он.

Гончар также озвучивает три предложения. Первое — не может сводиться политика правительства к продаже «все и вся». «В условиях продолжения внешней агрессии эти активы мало что стоят. Их за копейки купят с удовольствием иностранные или внутренние инвесторы, но эти деньги не спасут бюджет. Спешка в приватизации свидетельствует о тенденции реолигахизации, а не деолигархизации в Украине. Поэтому такая политика правительства сейчас не ко времени. Наоборот, все активы нужно придержать до стабилизации экономической ситуации», — считает он. Второй совет — не спешить с изменением статуса стратегически важных компаний, как «Укргазвидобування» или «Укртрансгаз». «Еще успеем наломать дров», — говорит он. Третье — прохождение зимнего сезона: время формировать газовые запасы.

Скоцик указывает на мероприятия для АПК. «Первое — сохранить спецрежим НДС и вернуться к той системе фиксированного сельскохозяйственного налога, которая была до 1 января 2015 года. Ведь за 6 месяцев реформаторских экспериментов показатели отрасли упали на 9,7%. Второе — кредиты за счет целевой эмиссии НБУ на потребности АПК. Третье — создание добавленной стоимости за счет развития переработки, а не просто экспорта сырья», — говорит он.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ