Совместными усилиями Министерства экологии Украины и общественности в октябре 2015 года на рассмотрение Верховной Рады будет подана Стратегия государственной экологической политики на период до 2020 года. По словам чиновников, после подписания Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС, Стратегию нужно было пересмотреть — скорректировать ее с принципами экологической политики ЕС. От общественности было принято почти 200 предложений.
Основное внимание в Стратегии уделяется сбалансированному развитию — согласованию экономической политики с требованиями экологического законодательства и социальными запросами (сбалансированное развитие), эффективному использованию природных ресурсов, сохранению биомногообразия (расширению площади природного заповедного фонда до 15%), работе по предупреждению экологических проблем. По словам разработчиков документа, в Стратегии большое внимание обращено не на уменьшение последствий, а на уменьшение причин возникновения той или иной проблемы. Например, вопрос будущего 30-километровой чернобыльской зоны отчуждения.
По данным Министерства, в настоящее время рассматривается предложение создания на этой территории Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника, не меняя 30-километровой зоны отчуждения. На большей ее части — приблизительно 230 тысяч га — планируется создать заповедник, который даст возможность изучать антропогенное влияние на окружающую среду. При этом индустриальная площадка — 10-километровая зона, в которой сосредоточены объекты, — сохранится и не будет входить в территорию биосферного заповедника. Такая инициатива — не просто часть Стратегии, а проект соответствующего указа Президента, который подготовило Министерство экологии и природных ресурсов Украины.
Также в Стратегии отдали должное будущему Донецкой и Луганской областей, на территории которых сегодня ведутся боевые действия. По словам экспертов, сегодня сложилась ситуация, когда трудно дать экологическую оценку тому, что происходит, поскольку нет возможности осуществлять на этих территориях мониторинг. Поэтому Минэкологии инициировало обращение в СНБО и в Министерство иностранных дел Украины с просьбой поставить перед миссией ОБСЕ вопрос о возможности привлечения представителей мониторинговой миссии ОБСЕ к сбору экологической информации.
Сергей КУРЫКИН, заместитель министра экологии и природных ресурсов:
— Законодательная база не формирует экологическую политику как целостный логический комплекс практических мероприятий, направленных на достижение природоохранных целей. И чтобы эта политика в Украине осуществлялась системно, была разработана экологическая Стратегия, определяющая основные семь целей. Сверхзадача стратегии, ключевой вопрос успешности реализации любой экологической политики — интегрировать ее во все отраслевые программы, во все без исключения органы власти, во все сферы жизнедеятельности страны. С этим у нас возникают проблемы, потому что мы не всегда встречаем понимание других органов власти. И если не будет понимания, надеяться на успех трудно.
Практика показывает, что экономика растет там, где присутствует разумное отношение к окружающей среде; любая рациональная эффективная экономика — экологическая по своей сути. Пример — практика отсутствия проверок на производствах со стороны экоинспекции. Когда в 2014 году внедряли эту инициативу, заданием было создание более комфортных условий для бизнеса, стимулирование развития экономики. На самом деле этого не произошло: сейчас мы наблюдаем ухудшение состояния окружающей среды, рост количества разного рода экологических правонарушений, к тому же не улучшилась экономическая часть... Другой вопрос, что у нас нет воли для того, чтобы делать первоочередные инвестиции, которые создадут базу для такой деятельности. Мне кажется, что нужно поощрять тех, кто стремится к экологизации производства, и наказывать тех, кто действует наоборот.