Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Архитектурная «оборона» Киева

Старые дома разрушаются — это не новость. Но как сделать так, чтобы от памятников истории не осталась лишь память?
13 августа, 2015 - 10:51
ДОМ ЕЛЕНЫ ЗГОРСКОЙ / ФОТО С САЙТА KIEV.VGORODE.UA

Киев — сюрреалистический город. В перечне только что обнаруженных объектов культурного наследия есть старая усадьба в стиле модерн на улице Мельникова, 51 — когда-то принадлежавшая дворянке Елене Згорской, рассказывает депутат Киевского городского совета и общественный деятель Елена Ескина. Но уже несколько лет на месте здания возвышается многоэтажка.

Украинскую столицу можно сравнить с Брюсселем. Правда, аналогия неутешительная. Так, как сейчас в Киеве, в Брюсселе в 1960—1970-х годах разрушали памятники архитектуры в историческом центре города и вместо них возводили безликие новостройки — даже возник термин «брюсселизация». Потом эта «мода» прошла, но часть исторического наследия уже не вернуть. На днях Елена Ескина рассказала о результатах своего расследования относительно состояния столичных памятников архитектуры. Остановимся на некоторых особо проблемных точках.

БЕЗЗАЩИТНАЯ ГОРА

В Государственном реестре недвижимых достопримечательностей Украины есть 164 памятника национального значения, расположенных в Киеве, из которых 95 — могилы выдающихся людей. Впрочем, занесение в реестр мало от чего спасает — достопримечательности все равно уничтожаются.

Уникальный памятник природы и археологии, гора Юрковица, под угрозой разрушения. Возвышенность сформировалась более миллиона лет тому назад и является частью реликтового ландшафта. Еще 20 тысяч лет тому назад здесь охотились древние люди. Также на Юрковице нашли остатки чернолесской культуры, которые датируются І тысячелетием до нашей эры. В настоящий момент Юрковица безжалостно разрушается и застраивается. По словам Елены Ескиной, у владельцев застроек либо есть разрешения, выданные бывшим мэром Киева Леонидом Черновецким, либо разрешений нет вообще. «Установили забор, чтобы нельзя было снести их сооружения, и продолжают разрушать киевские склоны. Сейчас немного приостановили работу, потому что возбуждены уголовные дела. Но ранее эти дела трижды отзывали, тормозили расследование. Пока никого не привлекли к ответственности. Несколько дней тому назад захватили еще один участок — там срубленные деревья, начинается новая застройка».

ЖАЛЬ КРАСОТЫ!

Среди достопримечательностей местного значения в государственном реестре есть 815 киевских объектов. Один из них — бывший дом мецената Николая Терещенко, а ныне — Национальный музей Тараса Шевченко. К 200-летию поэта дворец перестроили. Главный вход замуровали, теперь заходить в музей нужно через стеклянный атриум, художественное качество которого вызывает много споров. Меценат, потомок династии Терещенко, Мишель Терещенко живет в Украине 12 лет. «Во времена Януковича начал волноваться, когда в музее Тараса Шевченко уволили опытного директора Наталию Клименко. Сменили руководство и учинили этот ужас со зданием музея, — говорит о недавней перестройке Мишель Терещенко. — Думал, что после Майдана все будет лучше, но ситуация стала еще опаснее. В настоящий момент несколько зданий, например, на бульваре Тараса Шевченко, 34, где родился мой дедушка, приватизированы. Когда в домах, созданных моей семьей, располагаются музеи и библиотеки, я только радуюсь. Но когда их приватизируют, и владелец не может или не хочет сохранить здание, это — возмутительно».

В доме по улице Богдана Хмельницкого, 12 — выбиты оконные стекла. Здание в стиле неоренессанса вели в конце ХІХ века, это был прибыльный дом купчихи Вольфсон. Уникальная усадьба соседствует с Шевченковской районной государственной администрацией, но почему-то чиновники не видят, как рядом разваливается историческое здание. «Помогала местным жителям, которые пытались спасти дом от уничтожения, — вспоминает Елена Ескина. — Потому что владелец, ОСМД, которое образовалось после отселения жильцов дома, разрушал перекрытия и стены здания, чтобы оно рухнуло. Мы вызвали правоохранителей, которые составили соответствующие акты. Ведь это — позор».

БЕССИЛИЕ ЗАКОНОВ И СИЛА ОБЩЕСТВА

В Киеве есть 30 объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и требующих консервационных или реставрационных работ. Такие данные Управления охраны архитектурного наследия Киевской городской государственной администрации приводит Елена Ескина. По словам депутата, больше половины этих объектов не имеет установленных владельцев — то есть неизвестно, кому предъявлять претензии относительно их состояния. В этом контексте Елена Ескина вспоминает дом Леонтия Багговута по улице Багговутовской, 16, возведенный в середине ХІХ века. Сооружение находится в аварийном состоянии. Здание в частной собственности, но киевская власть не знает, кто его хозяин и, соответственно, кто отвечает за его состояние.

В столице насчитывается 1258 свежевыявленных объектов культурного наследия. Это — сооружения, которые имеют историческую и архитектурную ценность, но их обнаружили недавно и еще не занесли в реестр достопримечательностей. Когда занесут и просуществуют ли они до той поры, — неизвестно.

Вернемся к дому Елены Згорской. Сооружение находилось на балансе Генеральной дирекции по обслуживанию иностранных представительств. Дирекция получила землю на месте дома за одну гривну и потом якобы передала ее на строительство резиденции посла Казахстана. Впрочем, вместо резиденции имеем очень высокую новостройку. Разрешения на снесение исторического дома не было, отмечает Елена Ескина. С 2011 года депутат пытается возбудить уголовное дело по этому поводу, но правоохранительные органы безразличны к проблеме.

Движущая сила, которая «отбивает» памятники архитектуры у незаконных владельцев и застройщиков-дикарей — общественность. Эти люди тратят время, а, бывает, и здоровье, на защиту Гостиного двора, домов в Десятинном переулке, на улице Олеся Гончара и многих других. Сейчас Елена Ескина хочет инициировать создание временной комиссии по изучению состояния историко-архитектурного наследия Киева и его учета. Но одной инициативы мало. Власть, иногда сознательно, иногда по неосведомленности, игнорирует архитектурные скандалы. И дома, в которых праздновали, работали, вкусно обедали и спасались от невзгод поколения людей, теперь сами нуждаются в защите общества. Нам пора смириться с тем, что мы отвечаем за наши родные стены — не только в Киеве, где угодно — и становиться на их защиту от вандалов и безразличных людей.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ