Беларусь не намерена работать на срыв торгово-экономического сотрудничества с Украиной в связи с созданием ЗСТ Украины с ЕС. Об этом заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. «Мы обсудили перспективы нашего будущего взаимодействия, исходя из того, что Украина подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, а мы являемся членами Евразийского экономического союза. Мы ни в коей мере не считаем, что эти явления взаимоисключающие», — заявил он вчера на совместном с главой МИД Украины Павлом Климкиным брифинге в Киеве. По его мнению, надо искать взаимоприемлемые точки для торгово-экономического сотрудничества. «Мы не намерены предпринимать какие-то эмоциональных шаги, которые будут направлены на срыв этого торгово-экономического сотрудничества», — подчеркнул министр Беларуси.
Что значит такое дипломатическое заявление одной из стран участниц Таможенного союза (ТС), созданного Россией? Об этом «День» спросил председателя правления Института экономических исследований Игоря БУРАКОВСКОГО:
— Первое — если внимательно посмотреть на объективные расчеты, то создание ЗСТ между Украиной и ЕС не будет глобальной угрозой для белорусской или российской экономик. Поэтому все разговоры о больших экономических потерях — часть политической дискуссии, имеющая другие цели, нежели поиск торговых точек соединения и решения возможных в связи с этим проблем.
Второе — со стороны Таможенного союза не было внедрено ни единой скоординированной торговой санкции касательно Украины. Россия предпринимала разного рода ограничений на поставки украинских товаров, но, ни Казахстан, ни Беларусь к ним не присоединились! Это говорит о том, что позиция членов ТС не едина, когда идет речь о принятии решений, и в его границах существует иное понимание ситуации, сложившейся между Россией и Украиной. Это объективная реакция Беларуси и Казахстана, потому что они прекрасно понимают разницу между политической риторикой своего большого партнера, которым есть Россия, и теми экономическими проблемами, которые им надо решать, в том числе и на рынке Украины.
Третье — структура экспорта Казахстана в значительной части ориентирована не на Россию и не на страны Таможенного союза. Поэтому для Казахстана важно иметь хорошую репутацию на внешних рынках капитала, ведь он там получает технологии и деньги. Так что не стоит преувеличивать значении РФ для Казахстана.
Нынешнее руководство Беларуси прагматическое. Оно прекрасно понимает и знает, что и кому можно говорить в политическом плане. Белорусы пытаются воспользоваться этой ситуацией, чтобы снизить давление ЕС на свою страну. Они не хотят сориться с Западом. Для Лукашенко возможность проводить Минские переговоры — это подарок судьбы, который немного поменял отношение к белорусскому президенту со стороны ЕС. И он не будет рисковать потерей таких знаков внимания, даже в обмен на большие уступки и подарки со стороны Москвы. Ничего личного — все защищают свои интересы.
В данном случае защита национальных интересов для Казахстан и Беларусии означает поддержание определенной дистанции от России в рамках Таможенного союза. Ведь сегодня в глобальном плане поведения России несет угрозу для них.