На состоявшемся, наконец, заседании Совета реформ концепция налоговых изменений пока не родилась. Представили лишь два ее варианта. Автор первого — Минфин (курировала министр Наталья Яресько), второго — парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики (его глава — Нина Южанина). Сентябрь подталкивает нынешнее правительство в спину, заставляя шевелиться в этом вопросе. Ведь если придет новое правительство, тогда налоговая реформа в очередной раз может застопориться из-за необходимости новых согласований. И кто будет ставить подписи? Поэтому даже те чиновники, кто сравнительно недавно сел в свои кресла и с которых спрос еще не велик, пытаются сегодня застраховаться от любых неожиданностей при возможной реорганизации правительства.
И тем более время заставляет вести наступательную политику в налоговой сфере главу Кабмина Арсения Яценюка, который на заседании Совета реформ оказался в тени Президента. «Каждый из вас должен принять эту налоговую модель как свою, — обратился премьер к гражданам. — При других обстоятельствах вы не будете платить налоги, потому что будете считать, что они несправедливы, а государство не будет получать доходы и не сможет финансировать армию, оборону, пенсии, зарплаты, больницы и школы. Поэтому это предмет общественного диалога и общественного компромисса». Яценюк призвал граждан начать «этот публичный диалог о том, какая новая налоговая система страны должна быть».
ПЛЮС 17 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН В КАЗНУ
Глава Государственной фискальной службы Роман Насиров (как и все его предшественники, начиная с покойного Кравченко) в пятницу рассказывал, как украинская налоговая реформируется (начиная с мая этого года) в сервисную службу для бизнеса. У нас нет оснований не доверять этим словам. Но на следующий день после его встречи с прессой сотрудники СБУ совместно с прокуратурой задержали в Киеве на взятке в $3 тысячи заместителя начальника управления одного из областных органов ГФС... «Чиновник требовал от предпринимателя деньги за непрепятствование осуществлению внешнеэкономической деятельности», — отмечается в сообщении агентства Интерфакс-Украина. Отличный сервис!
Выступая перед журналистами, Насиров приводил в качестве одного из примеров реализации реформы «полное преобразование территориальных органов ГФС в сервисные офисы, которые не будут проводить проверок, не будут контролировать плательщиков, а будут оказывать реальные сервисные услуги, связанные с налогами».
Далее он стал оперировать замечательными цифрами. В мае — августе этого года ГФС обеспечила поступление в госбюджет 157,3 миллиарда гривен. В частности в результате борьбы с теневым бизнесом собрано 9,63 миллиарда гривен налога на добавленную стоимость (ННС), что на 28% больше, чем индикативный план, и на треть больше, чем собрали в предыдущем месяце. Раньше среднемесячный сбор НДС составлял примерно 7,5 миллиарда. «В августе мы собрали на 100 миллионов больше, — отмечает глава ГФС и добавляет: — И таких же результатов мы ожидаем в сентябре. Это 100 миллионов из теневой экономики, которые мы вернули в бюджет». «За август перевыполнение плана уже составляет 17 миллиардов гривен, — докладывает Насиров и убеждает журналистов: — Эти деньги вы можете увидеть на казначейском счете».
В активе ГФС также прекращение работы 22 конвертационных центров, у контрагентов которых изъято живыми деньгами 376 миллионов гривен. Более чем на 400 миллионов гривен изъято незаконной подакцизной продукции. Есть что сказать и о содействии легальному бизнесу. Впервые за три года, отмечает Насиров, сокращена сумма задолженности по не возмещенному НДС: в мае—сентябре она составила 23,5 миллиарда гривен. Существенно увеличен и возврат переплаты налога на прибыль и других налогов: за май — август они сократились больше чем на 10 миллиардов гривен.
«День» спросил у главы ГФС, обсуждалось ли накануне на заседании Нацсовета предложение по налоговой реформе от общественных активистов? Насиров ответил, что были представлены материалы Реанимационного пакета реформ, а соучредитель общественной организации «Новая страна» Валерий Пекарь выступил с докладом на эту тему. Как результат, Президент Украины поручил Минфину, парламентскому комитету по налоговой политике вместе с общественностью доработать все прозвучавшие предложения и концепции, чтобы по возможности сблизить их и выйти с единым предложением на Верховную Раду.
Нацсовет реформ договорился о введении моратория на три года на изменение налогового законодательства после проведения налоговой реформы в 2015 году, добавил к вышесказанному заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив. «В целом, консенсус есть», — сказал он.
Несмотря на наличие, по сути, трех вариантов налоговых изменений, реальными претендентами на подачу в Раду выглядят два — минфиновский и комитетский. Что же они предполагают?
НА ВЫБОР — ФИСКАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ ИЛИ РАДИКАЛИЗМ
Главный докладчик министр финансов Наталия Яресько повторила предложение Минфина, известное под названием «20-20-20-20» (ставки НДФЛ, ЕСВ, налога на прибыль и НДС). Будет предложен новый Налоговый кодекс, простой и короткий. С такими ставками, подчеркнула Яресько, Украина будет иметь конкурентную инвестицонную привлекательность. ЕСВ снижается со среднего значения 41% до 20%, отменяется 3,6%, которые платятся со средств работников. Причем ставится цель перейти в 2018 году от 20+20% (из фонда оплаты труда и самих работников) к единому налогу по ставке 20%. Упрощенную систему предлагается оставить только физическим лицам.
В варианте, представленном главой профильного комитета парламента Ниной Южаниной, сказано, что сегодня из экономики отвлекается для перераспределения через бюдже 50%. В связи с этим она предлагает снизить ставку налога на прибыль до 15%, отменить авансовые взносы, освободить от налогообложения суммы, потраченные на реинвестирование в необоротные активы и капитальное строительство. НДС уменьшить до европейского минимума — 15%, упростить требования электронного администрирования для малого и среднего бизнеса. Предусмотрен постепенный рост акцизов до уровня ЄС, отказ от налогообложения пенсий, меньших 10 тысяч гривен.
Между двух берегов — так говорят эксперты, оценивая варианты налоговых изменений от Яресько и Южаниной.
Особого снижения нагрузки на фонд оплаты труда инициативы Минфина не принесут, объясняет «Дню» главный эксперт группы Налоговая реформа РПР Илья Несходовский. По его словам, уже действует закон о понижающем коэффициенте для ЕСВ, и с 1 января 2016 года он составит 22—24%. «В предложенных Яресько изменениях вырос налог на прибыль физлиц — с 15—20% до 20%», — подчеркивает он. Учитывая нынешние экономические условия, уверяет эксперт, КМУ стоило рассмотреть и учесть предложение Южаниной о ставке доходов физических лиц в размере 10% и ЕСВ — 20%. «Общественность вообще предлагала объединить ЕСВ и соединить с НДФО и перейти на выплату социальных гарантий», — добавляет он.
У экспертного сообщества есть вопросы и к минфиновскому варианту упрощенки. «Первую группу предлагает оставить, — рассказывает Несходовский, — а вторую и третью объединить в одну с годовым оборотом в 2 миллиона гривен. Это очень маленький оборот. Пусть будет 2 миллиона прибыль компании, а оборот — около 10 миллионов».
Много вопросов и к изменениям налогообложения сельхозпроизводителей. В четвертой группе плательщиков ЕСВ с единым сельхозналогом предлагается оставить хозяйствам с годовым оборотом в 2 миллиона гривен. «Это ничто. Однозначно — эту сумму надо увеличивать», — говорит Несходовский. Они хотят заменить эту ??форму налогообложения государственной компенсацией, поясняет эксперт. «Учитывая, что наше государство — коррупционное, получать эту компенсацию за взятки будут избранные лица. Более справедлива действующая форма для сельхозпроизводителей», — продолжает Несходовский. По его мнению, таким шагом пытаются ухудшить условия ведения бизнеса, чтобы отечественные сельхозпроизводители не конкурировали с европейским. Отменяется и спецрежим НДС для АПК.
При этом, подчеркивает эксперт, ни Яресько, ни Южанина не затронули вопроса гарантированного возмещения НДС бизнесу. А с этим сейчас проблема, несмотря на ведение его автоматического возмещения. «До сих пор продолжают возмещать НДС с большими проблемами, когда предприятия искусственно перебрасывают с автоматического на не автоматическое... Мы предлагаем сделать отдельный счет в Госказначействе, куда направлять средства от налога на прибыль и сначала возвращать с них НДС, и только после этого направлять оставшиеся средства в бюджет. Из-за введения автоматического возмещения налога не должно уже быть фиктивного налога. Поэтому предложенный механизм абсолютно действенный», — объясняет Несходовский.
Есть и положительные моменты налоговых вариаций от Яресько. «Правительство предлагает ввести минимальную социальную льготу для всех: ее размер — минимальная зарплата (с 1 сентября 1378 гривен). Если человек будет получать две минимальные зарплаты, то ставка НДФЛ составит не 20%, а только 10%, потому что налог будет уплачиваться с половины сумы», — говорит Несходовский. Положительно эксперт относится к налогу на роскошь.
«Реформа Минфина не улучшает и не ухудшает условия ведения бизнеса... В ней все переставили, но, по сути, оставили, как есть. Как такой, реформы нет. Бизнес при таких условиях и при падении экономики на 16—17% ВВП из «тени» не выйдет. У него нет возможности зарабатывать. Я постоянно общаюсь с бизнесменами, и они реально рассматривают вариант переноса украинского производства в другие страны. Это очень негативная тенденция, и я не вижу, чтобы правительство что-то делало, дабы это изменить. Для нас предпочтительнее, чтобы учли предложения Южаниной, потому что они более радикальные и могут привести к выходу из тени», — подытоживает Несходовский.
«Вариант налоговых изменений Яресько очень консервативный. Он уменьшает нагрузку налоговую, но он не настолько радикальный, чтобы вернуть доверие бизнеса к налоговой системе. А Южаниной — более прогрессивный», — со своей стороны отмечает в разговоре с «Днем» Пекарь. «Но нам бы хотелось более уменьшить налог на заработную плату, возможно, за счет того, что не надо играться с НДС. Наше главное предложение — все налоги на заработную плату должны суммарно составлять 20%. У Южаниной — более значительно. В ближайшие месяцы будем пробовать убедить в этом», — говорит он. Кроме того, добавляет он, общественность предлагает вместе с радикальным снижением существующих налогов внедрялись новые налоги, например, вместо налога на прибыль — налог на нераспределенный доход (дивиденды и т.д.), добавить налог на основные средства предприятий (земля и недвижимость). Это, по мнению Пекаря, позволит компенсировать радикальное снижение поступлений от снижения других налогов.