Кабинет Министров предлагает Верховной Раде исключить из перечня объектов госсобственности, не подлежащих приватизации, 13 морских торговых портов. Речь идет о государственных стивидорных компаниях. Соответствующая инициатива прописана в законопроекте №2488 от 10 августа. В частности предлагается приватизировать: Мариупольский морской торговый порт, Морской торговый порт «Южный», Ильичевский, Одесский, Измаильский, Бердянский, Николаевский, Белгород-Днестровский, Херсонский, Ренийский, Усть-Дунайский, Скадовский морские порты, а также специализированный морской порт «Октябрьск».
В пояснительной записке отмечается, что исключение из перечня предприятий морского транспорта не означает выведения из госсобственности их имущества. Но при этом «позволит обеспечить повышение качества менеджмента, проведение реструктуризации предприятий, концентрацию профильных активов, привлечение инвесторов, деловых партнеров». К тому же законопроектом устанавливается временная защита предприятий от внеприватизационных процедур отчуждения их имущества, в частности в процедурах банкротства.
Большую часть грузов сейчас перегружают частники. По данным ГП «Администрации морских портов Украины», в 2014 г. грузооборот в морских портах достиг 144,866 миллиона тонн. Доля частных стивидоров составила 66% от этого объема грузов.
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский не раз говорил о том, что для увеличения конкурентоспособности морских портов необходимо привлекать инвестиции. «Чем быстрее мы сможем коммерциализировать государственную стивидорную деятельность, тем быстрее наши порты будут развиваться, мы будем создавать рабочие места, платить дополнительные налоги в государственный и местный бюджеты», — уверяет он. Чиновник подчеркивает, что инфраструктура морских портов изношена на 80%.
Приватизационные процессы в Украине всегда вызывали бурное обсуждение, массу вопросов и критику. Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов считает, что выставление 13 морских портов «еще больше собьет цену», и это «типичная коррупционная схема».
В Украине есть немало так называемых портов второго эшелона, которым требуются инвестиции, есть сложности с грузопотоком. К примеру, второй год нет прежнего грузопотока в Скадовском порту (Херсонская область). После того, как с линии Скадовск — Зонгулдак ушла компания «Аншип», с января 2014-го хозяйственная деятельность предприятия практически остановилась. Причиной ухода паромов называли то, что им уже не хватало глубины, — акваторию порта не углубляли около десяти лет. Прошлой осенью глубину в акватории и на подходном канале к порту довели до паспортных шести метров. Но турецкая компания Cenk, под которую это и делалось, так и не поставила паромы на линию. В этом году вместо обработки накатных судов порт взялся за перевалку лома черных металлов.
В то же время многие недоумевают — зачем продавать имущество в столь неблагоприятных условиях, когда в стране война и экономический кризис. Это при том, что в прошлом году правительство не стало массово распродавать госактивы именно по этой же причине. Да и Президент Петр Порошенко в марте объяснил, что он не может продать Roshen, поскольку «пока нет мира, в страну не хотят идти инвесторы и покупатели».
Экспертное сообщество беспокоит, что отдать в частные руки собираются не только те предприятия, деятельность которых требует улучшения, но и вполне успешные компании. «Это — предприятие, приносящее только валютную выручку. Пойдите завтра к любому производителю оборудования для портов, вам спокойно дадут кредиты. Европейский банк реконструкции и развития дает кредиты для таких предприятий», — говорит координатор движения «Нет коррупции на транспорте» Александр Захаров.
Аргументировать можно показателями деятельности портов. Глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский уже заявлял, что не видит необходимости приватизировать Мариупольский морской торговый порт, — это пример того, что государство может быть эффективным собственником. «Несмотря на потери грузооборота почти в 2,5 раза по сравнению с «довоенным» периодом, порт сохранил свою доходность. Приятно, что сегодня это государственное предприятие, которое платит самую высокую зарплату в Мариуполе», — сказал он.
Эффективно работает Одесский морской торговый порт. Согласно утвержденному плану, в 2015 году ГП ОМТП должно получить 504,9 миллиона гривен чистого дохода, что на 73,2% больше, нежели в 2014 году, и на 10,4% больше, чем в 2013 году. Позитивные показатели ожидаются и по росту чистой прибыли. В 2015 году госпредприятие намерено ее получить в размере 293,9 миллиона гривен. Это в два раза больше предыдущего года и на 64,2% больше показателей 2013 года.
«Власти расписываются в своей неспособности навести порядок с государственным имуществом. Если они говорят, что, кроме приватизации, мы ничего не можем сделать, чтобы предотвратить расхищение имущества, то возникает вопрос: зачем вообще нужно такое государство? Нужно наводить порядок, ставить нормальных директоров, отстранить олигархов от управления этими портами и делать то, что делается во всех странах, где есть государственная собственность», — считает экс-глава Фонда государственного имущества Александр Бондарь.
В любом случае, сами инвесторы больше заинтересованы в концессии портов на 50 лет. В частности гендиректор стивидорной компании «ТрансИнвестСервис» (порт «Южный») Андрей Ставницер отмечает, что это лучше и для государства. «Лучше концессия, чем приватизация, потому что в нынешних условиях сложно что-то продать», — считает он. Следует учитывать также и то, что у украинских финансово-промышленных групп в нынешних условиях просто нет достаточных средств для приватизации, возможности привлечь кредиты тоже ограничены. Поэтому концессия с равными годовыми платежами государству и выглядит более привлекательной.