Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Коалиция – эффект раздвоения

Эксперт: «Президент и его союзники будут вынуждены пойти на преждевременные парламентские выборы, чтобы избежать масштабных потрясений в Украине»
16 сентября, 2015 - 19:08
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Если обратиться к последним социологическим данным, то деятельность Верховной Рады одобряют всего 9% украинцев, а не одобряют — 84%. Это именно тот маркер, который свидетельствует об общественных настроениях и состоянии изменений в нашей стране. Народные депутаты первых созывов, с которыми приходилось общаться автору, в один голос заявляют, что нынешний состав парламента — один из наименее качественных за всю независимую историю Украины. Почему так произошло?

Казалось бы, постмайданная Верховная Рада должна демонстрировать абсолютно другое качество, тем более, если там появилось много новых лиц. Однако они так и не смогли организоваться в единую политическую структуру, к чему, в частности, «День» призывал общественных деятелей и молодых политиков еще во время Евромайдана (в редакции по этому поводу были проведены многочисленные круглые столы). Поэтому старые расклады, правила и политики поглотили «новых».

Определенным позитивным сигналом после досрочных парламентских выборов было создание широкой коалиции, куда вошли все демократические силы. Было даже подписано Коалиционное соглашение, в котором определили сроки и методы проведения реформ. Однако очень скоро выполнение этого соглашения оказалось под вопросом. А на сегодняшний день подписанты, кажется, уже и не вспоминают о нем. Радикальная же партия Олега Ляшко вообще вышла из коалиции. 

Хорошим показателем состояния нынешней коалиции является голосование в парламенте. На многих примерах мы видим, что при недостатке голосов члены властной коалиции («Блок Петра Порошенко», «Народный фронт») обращаются за помощью к бывшим «регионалам» («Оппозиционный блок»), которая, безусловно, измеряется определенными договоренностями. Последний пример — голосование за увольнение Валентина Зайчука с должности главы аппарата Верховной Рады. Это удалось сделать лишь с пятой попытки после консультаций и голосов «Опоблока».

«РАДИКАЛЬНАЯ ПАРТИЯ» УЖЕ ПОКИНУЛА КОАЛИЦИЮ. ПО СЛОВАМ ЭКСПЕРТОВ, СЛЕДУЮЩЕЙ МОЖЕТ СТАТЬ «БАТЬКІВЩИНА» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На сегодняшний день все более очевидной становится так называемая ширка, которую в свое время готовили Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов Виктора Януковича (оттуда и название). А следовательно, в таких условиях говорить о каком-то доверии к парламенту со стороны общества, конечно, не приходится. Вместо того чтобы привлечь к ответственности отдельных депутатов — бывших регионалов, с ними фактически заключается союз. Как будто и не было майданов. Возможно, это и вписывается в расчеты политиков, но точно не в интересы страны.

Если же оценивать события шире, то складывается ситуация, когда в Украине все четче наблюдается условное противостояние «партии коллаборантов» и «партии сопротивления». То есть тех, кто упустил шансы на реформы, является частью системы «Кучмы — Януковича» и торгует с агрессором, против тех, кто отстаивает национальные интересы на всех фронтах, но в своем большинстве не пребывает у власти. Именно в этом русле будет идти основная борьба и в дальнейшем.

Какова перспектива нынешней коалиции? Возможны ли досрочные парламентские выборы? Чего ждать от противостояния «партии коллаборантов» и «партии сопротивления»?

«ПРОБЛЕМА НЕ В ТОМ, ЧТО НЕ ГОЛОСУЕТ «САМОПОМІЧ» С «БАТЬКІВЩИНОЮ», А ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ С ДИСЦИПЛИНОЙ В — БПП И НФ»

Владимир ФЕСЕНКО, политолог:

— Проблема даже не столько в том, что в коалиции не голосует «Самопоміч» с «Батьківщиною», а в том, что есть проблемы с дисциплиной и с явкой на работу депутатов из больших фракций коалиции — «БПП» и «НФ». В прошлый вторник почти были, или отсутствовали, или не голосовали около 40 парламентариев из «Блока Порошенко» — эти бы голоса могли повлиять на кадровые решения и многие другие вопросы.

Сейчас, безусловно, существует кризис коалиции. Начало кризисных тенденций началось весной, а сейчас они стали бурными. Для этого существует несколько причин. Во-первых, это «донбасский синдром», ведь заострилось противостояние вокруг конституционных изменений и Минских договоренностей — этот раскол существует в обществе. И «Самопоміч», а в дальнейшем и «Батьківщина» выступили против этого не только из-за влияния на них каких-то олигархов, но и из-за настроений на Западной Украине, где, в соответствии с соцопросами, не воспринимают Минские договоренности и конституционные изменения. Во-вторых, местные выборы, ведь партиям нужно позиционирование себя, а оппозиционность или полуоппозиционность является очень выгодной в настоящий момент. Именно поэтому «Радикальная партия» сработала на опережение и вышла из коалиции. «Самопомочі» же и «Батьківщині» выгодно полуоппозиционное позиционирование — их недавний «лист требований» — это сугубо избирательная риторика.

Безусловно, тема олигархов сейчас  тоже срабатывает, потому что теперь они играют на развал коалиции и инициирование досрочных парламентских выборов. Поэтому им очень важно демонстрировать несостоятельность фракций большинства в голосованиях. Но интересно то, что раньше много инициатив Президента и правительства поддерживала группа «Воля народа», сейчас же они не голосуют. Поэтому речь идет не только о кризисе в коалиции, который невозможно преодолеть, и это лишь вопрос времени, когда коалиция перестанет существовать в нынешнем виде.

Что же касается общих ситуативных голосований «БПП», «НФ» и «Оппозиционного блока», то я бы остановился на ситуативных неголосованиях «ОБ» и «Самопомочі» с «Батьківщиной». Ситуативное голосование — это нормальное явление, и предложение «Самопомочі» запретить общее голосование не имеет ничего общего с демократией и парламентаризмом.

Если же мы остаемся на почве демократии, нам рано или поздно придется отказаться от разделения на «старых» и «новых», потому что если людей избрали, то вопрос взаимодействия с ними будет в повестке дня. Например, в 2013 году оппозиция, которая была в жестком конфликте с Януковичем, вместе с Партией регионов голосовала за законопроекты, необходимые для евроинтеграции. Поэтому такое ситуативное голосование не только может быть — оно нужно. Например, это касается законопроектов относительно безвизового режима с ЕС, документов, необходимых для реформ. Бизнесовые интересы также могут быть общей почвой — если бизнес заинтересован в реформах, он может их поддерживать, даже если его представляют бывшие регионалы.

Новая же ВР будет хуже и сложнее — не потому, что там будут «старые», хотя их может быть больше, чем сейчас, а потому, что там не будет доминирующей политической силы. И в новой коалиции противоречий, отсутствия консолидации будет намного больше, чем сейчас.

«ФАКТИЧЕСКИ ПАРЛАМЕНТСКОЕ БОЛЬШИНСТВО СОКРАТИЛОСЬ ДО ДВУХ ФРАКЦИЙ — БПП И НФ С ПОДКЛЮЧЕНИЕМ «БОЛОТА»

Михаил БАСАРАБ, политолог:

— Мы не можем сказать, что у нас существует парламентский кризис, но кризис коалиции в Раде продолжается уже давно. Несмотря на то, что парламентское большинство создавалось конституционным большинством, оно никогда не демонстрировало эффективности и продуктивности деятельности. Все это сопровождалось внутренними конфликтами, скандалами и закономерно привело нас к тому, что в начале осени 2015 года из коалиции вышла одна фракция, две других остаются в ней номинально. Мы понимаем, что последующее их участие в коалиции будет очень условным, что не скрывают ни «Самопоміч», ни «Батьківщина». Поэтому фактически парламентское большинство сократилось до двух фракций — «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» с ситуативным подключением к ней «парламентского болота» — «Оппозиционного блока» и депутатских групп, сформированных из числа мажоритарщиков, которые вышли из среды Партии регионов.

Поэтому парламентское большинство, а следовательно, и правительственная коалиция — неустойчивая конструкция, которая держится исключительно на недавно анонсированном альянсе команды Президента и партии Арсения Яценюка. Ввиду того, что это тоже очень неустойчивый неформальный союз, мы можем прогнозировать и достаточно нестабильную работу парламентского большинства и правительственной коалиции, которая будет сопровождаться интригами, конфликтами, подставами и так далее, что на фоне серьезных кризисных процессов в государстве — непонятности ситуации на Донбассе и повышения тарифов — впоследствии может поставить нас перед необходимостью проведения досрочных парламентских выборов. Обострение внутриполитической дискуссии и рост общественного недовольства действиями парламентского большинства, коалиции и Президента может потребовать «выпуска пара». Поэтому Президент и его союзники будут вынуждены пойти на досрочные парламентские выборы во избежание масштабных общественно-политических катаклизмов в Украине.

Все негативные тенденции, которые сегодня наблюдаются в украинской внутренней и внешней политике, являются безусловным производным того, что наши власть предержащие вместо того, чтобы отражать новое качество политической деятельности, являются фактическими наследниками своих предшественников. И это неслучайно, потому что у нас не произошла качественная перезагрузка политических элит — того, чего требовали во время Революции Достоинства. В действительности нынешние власть предержащие мимикрировали под требования Майдана, заверив, что их возвращение в политику будет  сопровождаться новым качеством. Они ввели в заблуждение украинское общество и, косметически подправив себя, стали отражением старых порядков в украинской политике. Именно поэтому в стране отсутствуют системные реформы, все вялые изменения происходят не благодаря, а вопреки воле высшего руководства государства. И то, что в парламентском большинстве наметился определенный конфликт, не значит, что этот конфликт между старым и новым качеством в украинской политике. Это лишь ситуативные расхождения интересов, потому мы не можем говорить, что в высшей политической лиге украинской политики родилась «партия революционеров». Нет, просто политические субъекты, которые в правительственной коалиции находятся в меньшинстве, недовольны этим, что обуславливает конфликтность в парламентском большинстве. Сегодня нельзя сказать, что у нас вырисовывается системное и содержательное противостояние «партии коллаборационистов» и «партии инноваторов», потому что все политические субъекты, представленные во власти, фактически являются определенной пародией на дискредитированный политический класс, который правит Украиной на протяжении последних 24 лет.

Иван КАПСАМУН, Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ