Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три «неизвестных» бюджета-2016

Эксперты «Дня» — о плюсах и минусах представленного Минфином документа
24 сентября, 2015 - 10:50
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Министерство финансов обнародовало на своем сайте отозванный из парламента проект бюджета на 2016 год. Что интересного в этом документе? Рост реального ВВП на 2%, увеличение номинального ВВП до 2,262 триллиона гривен и инфляция 12%. Это главные макроэкономические показатели на 2016 год. Кроме того, Минфин считает, что доходы бюджета будут составлять 550 миллиардов гривен (в том числе общего фонда — 524,8 миллиарда гривен), а расходы — 621,2 миллиарда гривен (в том числе общего фонда — 594,0 миллиарда гривен). Предельный дефицит госказны — 79,2 миллиарда гривен. При этом КМУ может выпустить ОВГЗ на 16 миллиардов гривен для поддержки Фонда гарантирования вкладов и еще на 7,9 миллиарда гривен для докапитализации «Нафтогаза».

Также предусматривается, что НБУ в 2016 году отдаст бюджету 34,1 миллиарда гривен. А госдолг к концу 2016 года не должен превышать 1575,9 миллиарда гривен. Минфин предлагает дважды (в мае и декабре) незначительно повысить размеры социальных выплат населению. Так, с 1 мая прожиточный минимум должен был бы вырасти до 1399 гривен, а минимальная зарплата — до 1450 гривен. С 1 декабря соответственно выплаты вырастут до 1496 гривен и 1550 гривен.

В правительстве отметили — это предварительный проект. Ведь он «верстался» без учета трех «неизвестных». Первое — изменения в налоговый кодекс, которые должны еще проголосовать депутаты. Второе — эффект реструктуризации государственного долга. Третье — СНБО пока не рассмотрел оборонный бюджет страны на 2016 год, который должен учитывать расходы госбюджета. У Яресько заверили: как только эти 3 фактора определят, то проект перепишут, и он может быть абсолютно другим.

Остается открытым и вопрос реструктуризации внешнего долга, несмотря на подписание Порошенко принятых Радой законов. Почему? Пока правительство начало реструктуризацию государственного долга и его частичного списания. Министерство финансов должно дать кредиторам предложения обмена ценных бумаг и по результатам проведенных переговоров представить Кабинету Министров проекты актов об условиях обмена (изменения условий действующих займов), выпуска и продажи долговых обязательств государства и государственных деривативов.

Напомним, Украина договорилась о списании 20%, или 3,6 миллиарда долларов внешних долгов. Однако часть кредиторов все равно не хочет идти на предложенный компромисс. «Активное участие всех владельцев украинского евробонда в реструктуризации долга является крайне важным. У Украины пока не хватает средств для обслуживания задолженности на прежних условиях. Совместно с властью Украины и Комитетом кредиторов я призываю всех кредиторов поддержать это предложение Украины о реструктуризации долга», — отметила вчера директор-распорядитель МВФ Кристин Логард.

Она напомнила, что украинская власть начала существенную фискальную консолидацию, реформы в энергетике, санацию банковской системы, увеличение золотовалютных резервов Национального банка и улучшение условий ведения бизнеса для повышения продуктивности экономики страны. «Экономика начинает выздоравливать, валютный рынок уже некоторое время демонстрирует стабильность, постепенно возвращается доверие к банковской системе, а инфляция снижается», — указала Лагард. Она добавила, что для реализации этой экономической программы международные финансовые организации и двусторонние партнеры предоставили Украине финансирование, которое в 2015 году превышает 10 миллиардов долларов, а общая сумма поддержки, обещанная на период с 2015 по 2018 годы, — больше 25 миллиардов долларов.

Будет ли результат от этих заявлений? Об этом станет понятно на собрании собственников украинского евробонда, которое состоится в Лондоне 14 октября. Там будет решаться и вопрос с держателями бондов Фондом национального благосостояния (ФНБ) РФ.

Между тем не понятно, что будет с налоговыми изменениями в бюджет, ведь Рада соберется на очередную пленарную неделю только 6 октября.

Поэтому представленный Минфином документ — это просто база для последующих расчетов. Другими словами — основные исходные бюджетные данные. Как их оценивают эксперты?

Мировой банк в материалах ко второму программному займу на политику развития финансового сектора Украины ухудшил оценку роста отечественной экономики в 2016 году до 1% при замедлении инфляции до 12,2%. «Экономическое восстановление, скорее всего, начнется позже, чем сначала прогнозировалось, и будет менее выраженным», — отмечается в материалах.

Поэтому ожидать ли кардинального переписывания бюджета на следующий год после голосования за налоговые изменения и в случае успешной реструктуризации? Об этом «День» спросил экспертов.

КОММЕНТАРИИ

Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:

— Вообще из текста документа не понятно, будет ли реализовываться в бюджете разрекламированная Президентом и правительством децентрализация. Она заключается только в одном — децентрализации налогов и передачи большего финансового ресурса на места. Нет таблицы распределения доходов между центральным и местными бюджетами и не понятно, какие налоги отдадут на доходы в госказну, а какие — на места. Отчего это так принципиально? Ведь все годы независимости по расходной части бюджета власть дотировала и финансировала в первую очередь лояльные к себе области. А остальные — по остаточному принципу. Вдумайтесь, 82% всех налогов на 2015 год идут в центральный бюджет и только 18% — в местные. Это гиперцентрализованная бюджетная система. Почему Минфин не заложил изменение этой модели? Странно.

Проект бюджета на 2016 год может кардинально измениться в случае успешной реструктуризации госдолга. Высвободится несколько десятков миллиардов гривен из расходной части бюджета и эти деньги можно потратить на другие цели. Логично, что в случае списания части долга КМУ, можно повысить социальные выплаты и на значительно больший процент, чем предлагает Минфин. Пока еще из представленного проекта не понятно, куда делся эффект от реструктуризации государственного долга, почему эти деньги не направляют на бюджет развития страны.

Илья НЕСХОДОВСКИЙ, главный эксперт группы «Налоговая реформа «Реанимационный пакет реформ»:

— В представленном проекте существенно не изменяется система налогообложения в стране. Если депутаты примут изменения в бюджет Минфина и на их базе перепишут бюджет, то возникнет ряд проблемных нюансов. В частности, недостаток доходов только от социальной льготы для всех украинцев в размере минимальной заработной платы даст «минус» бюджету в части поступлений от налога на доходы с физических лиц.

Чтобы провести кардинальную налоговую реформу нужно существенно уменьшить ставки, нагрузку на бизнес и в соответствии с этим уменьшить расходы из бюджета. Но что мы видим? Экономический рост на уровне 2%, инфляцию 12%, увеличение поступлений в госбюджет в размере 6,8%. Это, в принципе, показывает, что Минфин не собирается сокращать расходы.

Изменится ли ситуация — зависит от того, какой проект налоговых изменений примут. Если «минфиновский», то говорить о существенных изменениях в бюджет не стоит, все будет на нынешнем уровне. Там есть отмена импортного сбора и сохранение акциза на розничную реализацию, военного сбора еще на год. Но принципиально ситуацию с налогами это не меняет. Если поддержат концепцию налогового парламентского комитета, то действительно будет существенное уменьшение поступлений в бюджет и сумма дефицита от этого может достигать 100 миллиардов гривен. Как ее покрывать? Или за счет внешних заимствований или кардинального уменьшения социальных расходов. Раньше были разговоры о том, что МВФ может поддержать правительство и позволить использование средств на покрытие кассовых разрывов, которые возникнут в ходе введения радикальной налоговой реформы в Украине. Но на самом ли деле это так? Никто официально не говорит.

Что касается реструктуризации госдолга, то здесь скрыт огромный резерв, который может перекрыть негативный результат от значительного падения украинского ВВП. Хотя особенно делать ставку на это не стоит, потому что еще не решен вопрос со всеми кредиторами.

Страна нуждается в радикальном сокращении бюджета. Сегодня госбюджет непомерно раздут на содержание чиновнического аппарата, социальную помощь. В условиях войны нужно экономить, изменять систему работы здравоохранения, количество государственных заказов в вузах и тому подобное.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ