Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хорватия, Варожден

Большой фестиваль в маленьком городе
24 сентября, 2015 - 17:34
УЖЕ ВТОРОЙ ДЕСЯТОК ЛЕТ ВАРОЖДЕНСКИМ ФЕСТИВАЛЕМ РУКОВОДИТ ПРОФЕССОР МУЗЫКИ, ИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР, ВЫПУСКНИК КИЕВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ — ДАВОР БОБИЧ / ФОТО С САЙТА OSKULTURA.COM

Гостя в Хорватии, по приглашению друзей, открыла для себя страну, прошедшую кровавую войну, предшествовавшую ее образованию, но необыкновенно красивую, с древними памятниками, щедрой землей и мощными, очень характерными человеческими ресурсами. Мое пребывание там совпало с открытием 45-го Международного фестиваля барочной музыки, на открытие которого я попала, опять же, благодаря друзьям, и увиденное, и услышанное там произвело столь сильное впечатление, что решила написать об этом.

Городок Варожден, где проходит этот воистину эстетский музыкальный праздник, находится в более 70 километрах от столицы — Загреба. Его население — 45 тыс. жителей. Это количество во время проведения фестиваля возрастает непомерно за счет, как самих хорватов, съезжающихся со всех концов страны, так и гостей из близлежащих стран ЕС. И хотя город не обладает специализированным концертным залом, прекрасной музыке и ее почитателям открываются все локации, имеющиеся в нем, включая главный храм, — необыкновенной красоты костел, — и огромный древний замок.

Подчеркивая уважение к фестивальному действу, на открытии присутствовали представители высшего руководства страны, министр культуры, практически весь дипломатический корпус — от послов Японии и Австралии, до Израиля и Украины. В этом году на фестивале главенствовала Франция, и этот фестиваль был достойной кодой «трехмесячника французского искусства», который включал в себя многочисленные выставки (в частности и скульптуры Родена), театральные, литературные и кинопремьеры, разножанровую музыку и другие действа. Неплохо бы и нам поучиться представлять родную страну миру именно таки образом — посредством культуры. Современной, многообразной, наиболее легким и доходчивым способом интегрирующим Украину, не только в европейское, но и в мировое пространство.

Концерт-открытие порадовал дивной музыкой французского барокко в исполнении известного далеко за пределами Франции оркестра LE CONCERT SPIRITUEL, образованного в 1987 году, и успевшего за эти годы получить многочисленные, самые престижные в мире музыкальные премии. Его духовая группа, меняя старинные инструменты, ласкала слух многоголосьем звучащих эмоций, им нежно вторили струнные, а колокольчики и ударник придавали музыке четкие временные формы. Дирижировал оркестром его руководитель, всемирно известная звезда — Эрве Нике (Herve Niquet). Его дирижерская манера достойна отдельного повествования, хотя понимаю, насколько бледны слова, по сравнению с самим волшебством, которое творил дирижер. Весь концерт, сложный по содержанию и полноценный по хронометражу, он отработал без партитуры, наизусть. Совершенное звучание оркестра органично дополнялось полноценным актерским отыгрышем, творимым маэстро. Его стройная фигура и идеально прямая спина, затянутая в стилизованный камзол, посылала в зал эффект присутствия во времени создания звучащей музыки. Скупые жесты рук не плавно, а гимнастически точно направляли музыкантов заданным путем. А крупные руки с длинными, но не изнеженными пальцами говорили о непростом ежедневном труде их обладателя. А когда, время от времени, маэстро поворачивался лицом к залу, игра его мускулов, но не кривляние, окутывала зрителей томлением, столь присущим времени барокко.

Уже второй десяток лет Варожденским фестивалем руководит профессор музыки, известный композитор, выпускник Киевской консерватории — Давор Бобич. И я не смогла не воспользоваться возможностью разговора с этим обаятельным трудоголиком.

— Вашему фестивалю — 45. Он не сразу стал международным, и не сразу вы были его директором. Как строится программная политика фестиваля?

— Он начинался в 1971 году, как очень скромный фестиваль и длился всего 3 дня. Однако быстро набрал силу и через 6-7 лет стал уже международным. В нем принимали участие и знаменитый Бах-оркестр из Германии, Камерный ансамбль Большого театра, и многие другие всемирно известные коллективы. Очень много сделал для фестиваля наш маэстро Канчач, творческие возможности которого были и тогда хорошо известны далеко за пределами тогдашней Югославии. Маэстро поднял и очень хорошо держал уровень фестиваля до 2005 года, а с тех пор передал свои полномочия мне. Я  дерзнул поменять концепт фестиваля, добиваясь, чтобы музыка на нем звучала так, как это происходило в ее исторические времена. И было принято решение, что каждый год у фестиваля будет страна-партнер, принимающая как долевое, так и творческое участие, представляя слушателям свою музыку эпохи барокко, и своих исполнителей. За эти годы среди стран-участниц были Израиль и Россия, Германия и Италия. В этом году — Франция. Будущий фестиваль будет посвящен Испании, уже есть договор и почти сверстана программа. С гордостью могу сказать, что сегодня наш фестиваль имеет огромную позитивную репутацию в мире. Участие в нем стало вопросом престижа.

— Очень приятно, что такое большое дело созидает бывший, хоть и временный киевлянин!

— Да, я учился в Киевской консерватории. Очень люблю этот город и безумно благодарен и буду благодарен до конца жизни моим учителям. По композиции им был Геннадий Ляшенко. А тайнам оркестровки меня посвятил Евгений Станкович. Это был такой высокий уровень! Все, что я знаю и умею хорошего, научился в Киеве. Именно эта учеба и этот город сделали мою жизнь.

— Высокий уровень фестиваля не смог бы существовать лишь теорией задумок. Любое подобное действо — это финансы. Каков бюджет фестиваля, как он формируется, и насколько помогают государство и город?

— У нас маленький город, который когда-то был столицей Хорватии, но он сгорел и столицу перенесли. Но! Нас называют маленькой Веной, потому что большая Вена оказала на нас неоценимое культурное влияние. И мы не перестаем ощущать себя культурным центром. С 1994 года наш фестиваль стал Национальным, (их всего шесть в нашей стране), и с тех пор мы находимся «под финансовым крылом» государства. Кроме этого немало дает губерния и сам город. Конечно, этого не хватило бы, но у нас очень хорошие спонсоры, которые понимают, несмотря на очень непростые времена, что культура стоит о главе угла развития личности, страны, мира. У нас бюджет небольшой (пусть простит меня Украина, я понимаю, что для вас это большая сумма) — 250 тысяч евро. Из этой суммы мы платим зарплату очень маленькому коллективу — нас пятеро, работающему на фестивале и готовящем его в течение года; отсюда же — гонорары музыкантам-исполнителям. Спасибо, что они с пониманием относятся к текущему моменту и не выставляют непомерных требований, которых они заслуживают, и которые платит им другая страна. Меня безмерно радует, что билеты на фестивальные концерты имеют очень большой спрос. Это и местная публика, и множество приезжих иностранцев, но, главное, есть возможность внимать этому чуду нашим студентам из различных музыкальных вузов, ведь именно это создает наше с вами завтра!..

— У вас профессионально музыкальная семья, включая вашу супругу Лидию, которая тоже окончила Киевскую консерваторию,  трое детей — юных музыкантов. Какое вы видите будущее для своих детей?

— Несмотря на все сложности сегодняшнего бытия, верю, что музыка, пожалуй, самая искренняя вещь на свете, не только личностно сформирует моих детей, но и даст им возможность жить достойно, занимаясь любимым делом. Старший сын — пианист, занимается композицией, сейчас получил 3-ю премию на Фестивале славянской музыки. Дочь и второй сын — скрипачи. Должны на этом фестивале играть концерт Вивальди, в день, когда мы представляем молодых музыкантов-исполнителей. Они получили это право, пройдя непростой конкурс. Я бы желал им счастливого творческого будущего. Хотелось бы, чтобы они продолжили наше дело — фестиваль. Кроме прочего, наш Варожденский театр стал Национальным и, думаю, с осени будет формироваться собственный симфонической коллектив и оперный театр.

Смотрела на семью Бобичей и восхищалась их умением жить с «повышенным сердцебиением», дарить себя миру и делать этот мир лучше. Хотя именно в это время на Европу двинулась стена беженцев, которые хотят европейских благ, но гуманитарные ценности этой части света им чужды. За короткий срок, имея квоту в 1300 человек, Хорватия невольно приняла более 30 тысяч. Я видела их. Мало женщин, детей и стариков, хотя, на мой взгляд, именно этим категориям было бы логично спасаться от беспредела войны. Зато большинство составляют крепкие, довольно агрессивные мужчины среднего и ниже среднего возраста. Наверное, именно они должны были бы защищать мирные ценности своей страны и своей веры. Они постоянно пересекают границы, минуя посты, категорически отказываются от какой-либо регистрации, выдвигая при этом требования, которые поддерживают швырянием камней. Трудно сказать, как справится Европа с этой, явно подготовленной антиевропейской кампанией. Хочется верить, что выдержит и не потеряет свое лицо. И будут существовать европейские ценности. И будут множить свои года чудные фестивали. И будет мир!

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ