Завершился XXVI Международный фестиваль «Киев Музик Фест». Среди его многочисленных событий, достойных внимания, следует отметить выступление канадского ансамбля «Грифон-трио», в составе которого — скрипачка Аннали Патипатанакун, виолончелист Роман Борис и пианист Джейми Паркер. Очень высокий профессиональный уровень этого коллектива — вне сомнений. Однако для нашего слушателя особенно важны, очевидно, два факта. Первый — это постоянный интерес канадских исполнителей к современным украинским композиторам. Второй — их чисто человеческие качества, которые позволили трио непрерывно концертировать, записывать десятки программ и мудро выстраивать собственную репертуарную политику уже более 20 лет в одном и том же составе.
Киевское выступление «Грифон-трио» проходило под своеобразной фестивальной рубрикой «Музыкальные диалоги: Украина — Канада» и при поддержке Украинского канадского фонда имени Тараса Шевченко. Программу концерта открыли украинские премьеры пьес These begin to catch fire 43-летнего канадца Брайана Каррента и Like doves with grey wings embracing. В конце первого отделения ансамбль исполнил мировую премьеру недавно завершенного Трио Мирослава Скорика, а во втором отделении — фортепианное Трио Archduke Людвига ван Бетховена.
«День» расспросил одного из участников знаменитого трио, украинца по происхождению, Романа БОГДАНА об особенностях гастролей, любимых композиторах и наиболее интересных проектах, которых следует ожидать от «Грифон-трио» в ближайшее время.
«СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ РИТМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ У РАЗНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОИЗВОДИТ НЕОЖИДАННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»
— Мы считали, что важно будет начать с канадских произведений, — говорит Г. Богдан. — В пьесе Брайана Каррента These begine to catch fire — одна большая часть и, как говорят, «много нот». Ритмически произведение чрезвычайно сложное, но очень интересное. Сочетание разных ритмических формул у разных инструментов производит неожиданное впечатление. На написание произведения Каррента вдохновили озера, которых очень много в нашем регионе Онтарио. Как-то вечером композитор стоял на берегу озера и заметил, насколько красиво водным путем скользит свет. Собственно, с этого и начинается пьеса: скрипка и виолончель держат длинную ноту, а пианист своей игрой передает впечатление отблеска.
— Брайан Каррент — близкий друг вашего ансамбля и пишет для «Грифон-трио»?
— Это второе произведение, которое он написал для нас. В целом, мы заказали композиторам свыше 80 произведений и нашли для этого финансирование — через правительственные канадские организации, которые есть и в Торонто, и в нашей провинции. Каррент давно работает как композитор, его карьера складывается довольно удачно. Недавно он получил на конкурсе композиторов в Монреале большую премию размером около 50 тыс. долларов.
Композитор Анна Пидгорная родилась в Украине, выехала в Канаду вместе с семьей. Ее семья осталась в Ванкувере, а она сейчас учится в Принстонском университете (США). Наше сотрудничество началось два года назад в Торонто, где мы исполнили ее небольшой скетч. Мы увидели, что этот автор имеет очень много интересных идей, и заказали ей произведение. На «Киев Музик Фесте» мы его будем исполнять во второй раз. Основой для пьесы Like doves with grey wings embracing стала грустная украинская песня «На жовтісінькім пісочку...». В ней чувствуются фольклорные влияния. Анна Пидгорная интересно использует тембровые краски, «нетрадиционные» приемы игры на инструментах.
— Трио Мирослава Скорика вы уже исполняли в Канаде?
— Нет, это будет мировая премьера. Несколько лет назад мы заказали это произведение, и наконец оно завершено. Трио Скорика имеет традиционную форму из трех частей. В этой музыке чувствуются разные влияния, есть отголоски Шостаковича, Прокофьева. Наверное, и Стравинский также где-то «прячется».
— А почему в завершение полностью современной программы прозвучал Бетховен?
— Трио Бетховена мы исполняли очень много раз, но каждый раз исполнение выходит немножко другим. Так, программа начинается довольно «экстремально». Гармонии в произведении Каррента меньше всего, хотя это замечательное произведение очень деликатное.
«НАШ СЛУЧАЙ ОЧЕНЬ РЕДКИЙ, ВЕДЬ ВСЕ 20 ЛЕТ МЫ ИГРАЕМ В ОДНОМ СОСТАВЕ»
— В Украине вы часто бываете?
— Впервые в Украину я приехал в 2006 году. Встретился с Валентином Сильвестровым и Евгением Станковичем, попросил их написать для «Грифон-трио». Процесс пошел, и уже в 2007 году я приехал в Киев и Львов в составе ансамбля. Написанные для нас композиции Сильвестрова и Станковича мы многократно исполняли в Европе, Канаде, США. Следует отметить, что в Западной Европе мы бываем значительно чаще, чем в Украине.
— Как нынешнюю украинскую политическую ситуацию воспринимают в Канаде? Связан ли ваш приезд с желанием собственными глазами увидеть, что изменилось в Украине?
— Все канадцы очень переживали, когда был Майдан: следили за событиями в Интернете, по телевидению... Наше правительство поддерживает Украину, а премьер-министр приезжал в Киев уже несколько раз. Нынешнее правительство Канады постоянно интересуется Украиной и украинской общиной, а община поддерживает это правительство. Жаль только, что правительство Канады слишком консервативно и не очень охотно поддерживает мастеров искусств. Для меня это проблема... Я родился в Торонто в украинской семье. Папа родом из Перемышля. Многие мамины родные сейчас живут во Львове.
— «Грифон-трио» в 2013 отметило 20-летие. В течение этого времени сколько раз менялся состав исполнителей?
— Наш случай очень редкий, ведь все эти годы мы играем в одном составе. Кроме того, скрипачка Аннали Патипатанакун — моя жена. Ее мама — немецкого происхождения, а папа — из Таиланда. У пианиста Джейми Паркера мама японка, а папа англичанин.
— Исполнительство в составе трио для каждого из его участников — это основная работа?
— Мои коллеги преподают в Торонто в университете. Я также преподаю игру в камерном ансамбле, но имею гораздо меньше часов. Кроме того, как арт-директор возглавляю большой Фестиваль камерной музыки в Оттаве. В течение двух недель в его рамках обычно происходит около ста концертов при участии 400 артистов.
— Насколько плотный график выступлений «Грифон-трио»?
— Складывается по-разному, но обычно — около 60 концертов в год. Как правило, ежегодно выпускаем один компакт-диск, в целом их у нас уже 18.
— Украинская музыка на этих дисках присутствует?
— Да, «Мгновения Моцарта» Валентина Сильвестрова, которые были написаны по нашему заказу. Имеем немало готовых записей, которые предстоит издать. Среди них — произведения Евгения Станковича и Мирослава Скорика. Сильвестров имеет несколько прекрасных хоровых произведений, которые я попросил его переложить для фортепианного трио и камерного хора. Хор «Киев» с Николаем Гобдичем многократно исполняли хоры Сильвестрова в Канаде. Сильвестрова сегодня знают во всем мире, он очень выбивается из общего контекста. Но он не одинок.
— Вы уже не в первый раз принимаете участие в украинских музыкальных фестивалях. Поделитесь впечатлениями.
— Как организатора собственного фестиваля, меня интересует абсолютно все! Счастлив, что, несмотря на события на востоке Украины, здесь проходят фестивали, композиторы пишут, а музыканты играют. Надеюсь, что наше выступление подарило украинской публике какой-то новый творческий опыт, открыл новые перспективы. Кроме того, мне бы хотелось лучше познакомиться с молодым поколением украинских музыкантов, чтобы потом пригласить их на свой фестиваль в Канаду.