КОНЦЕРТ НЕДЕЛИ
«О л е (Олекса Довбуш)», гуцульская мифо-опера-dance — 12 ноября, Большой зал НМАУ
Национальный ансамбль песни и танца «Гуцулия» (руководитель Петр Князевич) Ивано-Франковской государственной областной филармонии словно перенесет зрителей в волшебный край Карпатских гор. Новая работа коллектива создана на основе преданий о легендарном мстителе Олексе Довбуше (Оле), который в народной памяти остался благородным защитником униженных и оскорбленных. Мифо-оперу dans можно назвать новым мифом об украинском Робин Гуде (либретто написано по мотивам произведений Богдана-Игоря Антонича и Гната Хоткевича). Музыкально-драматическое действо воспроизводит предания, песни и легенды о славном Олексе Довбуше и опришках, память о которых гуцулы уважают по сей день. Мифо-опера состоит из пяти эпизодов: «Гуцульская свадьба», «Горы», «Опришки», «Мстители» и «Смертельное плесо», в которых царит боевой дух опришков, — мстителей, стремление к независимости и свободе, наполненные стихией Карпатских гор. На этом фоне возникает фигура Олексы Довбуша, которого гуцулы с любовью называли Оле; это рассказ о его героизме и добрых делах, а также трагической любви к Дзвинке. Музыкальная палитра не нарушает гуцульський мелос, хотя имеет неожиданные музыкальные акценты, необычный звукоряд и ритмическое строение, а модернизированные танцы в стиле ирландского dans подчеркивают гуцульськую этническую самобытность. Режиссер действа — Василий Вовкун.
СПЕКТАКЛЬ НЕДЕЛИ
«Перехресні стежки» — 13 ноября, Национальный театр им. И. Франко
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»
Спектакль поставил Дмитрий Чирипюк (он также является автором инсценизации повести «Перехресні стежки» Ивана Франко). По сюжету: в город приезжает молодой адвокат Рафалович и встречает свою бывшую возлюбленную Регину, с которой его разлучила жизнь. Теперь она жена чиновника Стальского. Но любовь вспыхивает опять, разрушая жизнь троих... Оригинальную музыку с элементами фолька (батярские песни) написал Юрий Шевченко; стильную сценографию (галицкое кафе, квартира Стальских, адвокатская контора, и через всю сцену проходит зеркальный лабиринт-ловушка, из которого можно выбраться, лишь разбив зеркальце, а эти острые осколки, словно лезвия, режут по живому судьбы героев) создал Андрей Александрович-Дочевский (художник является и автором костюмов); были применены также компьютерные технологии — Ирина Александрович-Беркута. Через мгновение видеоряд меняется: появляются окна домов в городе (действие спектакля режиссер перенес во Львов 1920—1930-х) или голубое небо с расцвеченными маками (моменты встречи и любви Регыни — Татьяна Михина и Рафаловича — Александр Форманчук) и разлитыми черно-красными пятнами, как в корриде, когда в поединке кто-то должен погибнуть (финальная сцена супружеских «разборок» Стальского (Петр Панчук) и Регины. Сюжет повести И. Франко режиссер сократил до четырех линий, где в тесный клубок сплелись такие вечные темы, как поиск идеала женщины и любви, болезненные аллюзии, домашняя тирания, сложная внутренняя борьба между божественным и дьявольским. А когда не хватает слов, герои весьма органично «говорят» на языке пластики (хореография Ольги Семешкиной, пластика — Владимира Абазопуло).
ВЫСТАВКА НЕДЕЛИ
«Таро. Большой Аркан. Офорты Владимира Иванова-Ахметова» — Национальный музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко
ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА МУЗЕЕМ
Таро — великая западноевропейская духовная и мистическая традиция, история которой уходит в XV в., — впервые получила оригинальную трактовку в украинской культуре. Серию офортных композиций — 22 карты Большой Аркана Таро, создал выдающийся современный график Владимир Иванов-Ахметов. Художник работал над серией с 2004 по 2015 годы. Таро — это колода карт, возникшая в Италии как атрибут светской игры. Со временем карты Таро нашли применение в практиках гадания, предсказывания, а также в разных магических ритуалах закрытых духовных сообществ, в частности масонов. Полный комплект карт Таро состоит из 78 карт: 22 сюжетных карт Большого (Старшего) Аркана и 56 карт мастей Малого (Младшего) Аркана. Эта выставка о первичных символах человеческого сознания; вечных сюжетах бытия человека в мире. Таро Иванова-Ахметова — авторское. Его Маг, Жрица, Любовь и Справедливость, Жертва и Сила, его опустошенный властью Первосвященник и вечно юный Шут (на фото) — персонажи нашей реальности. Выставку можно посмотреть до 29 ноября.
КНИГА НЕДЕЛИ
«Чар Мароко. З країни рижу та опію. Далекі обрії: Подорожні нариси»
Книга издана в агентстве «Пирамида». София Яблонская-Уден (1907-1971 гг.) — писательница, журналистка, путешественница, была родом из Германова (Галичина). В 1927 г. София выехала в Париж овладевать техникой съемки документального кино, где вышла замуж за Ж. М. Удена. Из Франции путешествовала сначала в Марокко, а затем побывала на Цейлоне, посетила Лаос, Камбоджу, Малайские острова, Яву и Бали, остров Таити, Австралию и Новую Зеландию, Северную Америку... Яблонская 15 лет прожила в Китае. В 1950-м вернулась в Европу и поселилась на о. Нуармутье (Франция). Пани София погибла в автомобильной катастрофе 4 февраля 1971 г. во Франции. Автор сборника эпических произведений «Чар Марока» (1932), «З країни рижу і опію» (1936), «Далекі обрії» (в 2 ч., 1939), сборника очерков и рассказов «Дві ваги — дві міри» (1972, издан посмертно). Во все свои книги С. Яблонская помещала собственные фотографии, которые удачно иллюстрировали быт и культуру экзотических краев и народов. В украинской литературе ее путевые заметки малоизвестны современному читателю. Хотя эти книги — маленькие шедевры. «Чар Марока. З країни рижу та опію. Далекі обрії: Подорожні нариси» признана одной из лучших книг «Форума издателей 2015».
ФИЛЬМ НЕДЕЛИ
«Прогулка высотой» — в украинском прокате
ФОТО С САЙТА AFISHA.UA
Это биографический фильм режиссера Роберта Земекиса о том, как французский канатоходец Филипп Пети решился совершить легендарный трюк — пройти без страховки по канату, натянутому между небоскребами (печально известными Башнями-Близнецами Всемирного торгового центра) в Нью-Йорке. Позже в СМИ «подвиг» Ф.Пети назовут «художественным преступлением века», совершенным в 1974 г. Кстати, об этой истории был снят документальный фильм «Человек на канате», но Роберт Земкис дает событию художественное оформление и использует последние технологии графики и возможности 3D. В одном из интервью Земкис заявил, что в техническом смысле это кульминация его 30-летней творческой карьеры. Главную роль исполняет Джозефон Гордон-Левитт (актер мастерски и грациозно перевоплощается в профессионального эквилибриста).