Открывшись в столичном кинотеатре «Киев», фестиваль, который много лет подряд проводится «Гёте-институтом» совместно с компанией «Артхаус-трафик», путешествует по пяти городам: Одессе, Львову, Днепропетровску, Харькову и Черновцам. Когда-то в списке наших городов, которые балуют своего зрителя некоммерческим кино, значился и Донецк. Однако сейчас там фестивалят адепты «Русского мира», которые с презрением относятся ко всему западному...
Между тем, для вооруженных сепаратистов Лугандонии, которые поверили новоиспеченному кремлёвскому вождю, нынешняя программа лучших немецких фильмов должна была бы быть интересной и, главное, полезной для понимания своего будущего. В афише «Нового немецкого кино» два фильма из шести посвящены событиям Второй мировой войны, которая тоже начиналась с локальных военных конфликтов, инспирированных вождём «сильной и гордой нации» ради защиты своих национальных интересов. О схожести действий Путина в Украине с действиями Гитлера в Европе конца 1939 г. историки сказали уже достаточно, вот только жаль, что уроки истории не учит человечество...
Исторические картины фестивальной афиши рассказывают о последствиях разожженной воинственно настроенными немцами войны, напомнят нам как «невинно» все начиналось. И как ужасно всё окончилось! Лента Кристиан Петцольд «Феникс» поднимает непростой — и очень злободневный в настоящее время вопрос о том, как после войны вместе жить под одним небом палачам и жертвам. Вернувшись из концлагеря, с искажённым лицом, Нелли Ленц (Нина Хосс) после пластической операции разыскивают своего мужа (Рональд Церфельд). А тот, поверив в её смерть в газовой камере, учит «похожую» на его жену женщину, играть роль Нелли. Джонни хочет, чтобы она, притворившись его женой (значит Нелли придётся играть двойную роль), получила большое денежное завещание. Дело в том, что муж тайно разошёлся с женой перед тем, как она попала в руки нацистов. Этот трагический сюжет об измене, преисполнен не только публицистически-социального, но и философско-психологического содержания. Чуть ли не сильнее всего поражают в фильме старые довоенные фотографии, на которых будущие жертвы концлагерей и палачи-нацисты изображены вместе во время отдыха. В какой момент и почему вчерашние знакомые, друзья, родственники вдруг очутились по разные стороны баррикад, став врагами? И как им существовать дальше, если они выжили в большой кровавой бойне? — эти вопросы скоро нужно будет решать и украинцам.
Второй исторический фильм «Эльзер — он мог бы изменить мир» (режиссер — Оливер Хиршбигель) снят на основе реальных фактов, которые имели место в канун Второй мировой войны. Столяр Георг Эрзель (эту роль сыграл Кристиан Фриедель), самостоятельно организовав покушение на Гитлера и его ближайшее окружение, действительно мог изменить ход мировой истории. Однако бомба, заложенная смельчаком антифашистом в месте выступления фюрера, взорвалась через 13 минут после того, как тот покинул помещение. Элзер был схвачен. Он содержался в тюрьме в течение 5-ти лет, находился в концлагере Дахау и перед самим окончанием войны 9 апреля 1945 года был расстрелян нацистами... А в результате теракта погибло восемь невинных людей, а история покатилась тем трагическим путём... Кроме того, что картина заставляет задуматься о цене любой борьбы и об ответственности каждого за то, что происходит в мире (поэтому невинных жертв под колесом истории не бывает), «Эрзель...» будоражит фантазию желаемыми версиями исторического прогресса мира в прошлом веке: была ли бы наша жизнь другой, если бы предназначенные для руководства Третьего Рейха килограммы тротила рванули на четверть часа раньше? В любом случае, авторы картины хотели бы изменить этот, преисполненный насилием мир, о чём говорит уже само её название.
Кстати, в день премьеры «Эрзеля...» в Киеве со зрителями встретился известный другими антифашистскими фильмами сценарист Фред Брайнерсдорфер. Он убеждён, что у нас всегда есть выбор, потому верит, что даже один человек способен изменить направление исторического развития. Восхищаясь отважностью простого немецкого столяра, который погиб в концлагере накануне победы над нацистской Германией, писатель проявил странное благодушие по отношению к нынешним событиям в духе обеспокоенного лишь собственной безопасностью бюргера, он ответил на вопрос автора этих строк об опасности Третьей мировой войны, которая в настоящее время исходит от России: «Ситуация действительно очень сложная, но будем надеяться, что мир извлёк уроки из Второй мировой войны, потому подобное не повторится»... Ввиду нынешнего состояния мира, подобные реляции выглядят, по меньшей мере, наивно.
Особым событием фестиваля «Нового немецкого кино» стала лента Себастьяна Шиппера «Виктория». Снятая одним кадром более чем двухчасовая история испанской девушки, которая, выйдя ночью из бара, связалась с берлинскими гопниками, заслуживает отдельного разговора. К счастью, фильм скоро появится в прокате, так тогда с удовольствием поговорим и о нём.