Постановлением правительства Украины главе Минэнергоугля предписывается возглавить и в течение месяца определить членов комиссии по выбору поставщика газа «последней надежды». Напомним, что в Украине уже месяц действует Закон «О рынке газа», которым вводится такой непривычный термин. Согласно Закону, на последнего поставщика возлагаются обязанности гарантированной поставки газа потребителям, однако его тариф может быть выше рыночного. Но почему это постановление появилось только сейчас — через месяц после введения Закона в действие?
Кто станет поставщиком «последней надежды»? Спрогнозировать наиболее вероятную кандидатуру «День» попросил президента Киевского института энергетических исследований Александра НАРБУТА. «Закон о рынке газа форматировался при серьезном участии специалистов юридического департамента и департамента развития «Нафтогаза», который подчиняется непосредственно заместителю главы компании по развитию господину Юрию Витренко, — сказал Нарбут «Дню».
«Я предполагаю, уже тогда продумывались те элементы будущей деятельности НАКа, которые определяют именно его как поставщика «последней надежды» и сохраняют его антиконкурентные протекционистские позиции на украинском рынке, — добавил эксперт, — Именно в этой плоскости и ведется сейчас борьба за «последнего» поставщика. Если для этого выберут НАК, и если бы он функционировал в рыночных условиях, то это была бы равная и достойная конкуренция, открывающая дорогу для рынка со снижающимися ценами и возможностью для потребителя выбирать выгодного поставщика. И тогда будет меньше поводов прибегать к поставщику «последней надежды».
«Если же НАК будет, как и сегодня, иметь особые условия, то потребность в «последней надежде» будет выше. И, в конечном счете, весь сектор (рынком его назвать сложно) будет детерминирован «Нафтогазом», — предсказывает Нарбут, — Конечно, в мире нет ничего вечного, того, что остается навсегда. Доживет ли до нового года нынешнее правительство, мы ведь тоже не знаем. Так что ситуация может измениться с приходом нового правительства и людей, которые будут в нем заниматься вопросами энергетики. Было бы справедливым, если бы «последнюю надежду» отдали «Укргазвыдобуванню», владеющему собственным ресурсом этого топлива. Но в нынешних условиях поставщиком последней надежды» я вижу только «Нафтогаз Украины».