Никто не может чувствовать себя в безопасности в Крыму. Это в очередной раз подтвердили обыски ФСБ в домах журналистов телеканала ATR и на предприятиях Ленура Ислямова («День» писал об этом в статье «Кремль идет в атаку» от 3 ноября 2015 года. — Авт.). После этого бывший редактор телеканала ATR Лиля Буджурова, которая и стала жертвой репрессий «правоохранителей», написала на своей Фейсбук-страничке: «Я пока лишена возможности общения. Не буду комментировать ни обыск, проведенный в моем доме, ни «основания» для этого... Невыносимо болит сердце лишь от одного — в чем провинилась моя 83-летняя мама, которую я сквозь строй людей в масках и с автоматами вела в туалет, накачав перед этим «сердечными» лекарствами? В чем провинилась моя 8-летняя внучка, еще теплая от предрассветного сна, разбуженная словами: «Не бойся, только не бойся». А она все равно очень испугалась. И хотя, глядя на меня своими чернющими глазками, повторяла: «Я не испугалась», спросила: «А почему дяди с ружьями? Они будут в нас стрелять?» И ножки ее при этом тряслись под моими руками мелко-мелко. Не забуду этого никогда».
А между тем в Украине МИД заявило об открытии двух производств. «Производства касаются фактов незаконного проникновения в жилье родителей директора телеканала ATR Ленура Ислямова, а также препятствование законной деятельности общественных организаций, выступающих против оккупации Крыма.
ФОТО С «ФЕЙСБУК»-СТРАНИЦЫ ЕВРОМАЙДАН SOS
Эти правонарушения будут обязательно расследованы сразу после прекращения незаконной оккупации Крыма», — указано на официальной странице министерства. Однако когда же собственно будет «прекращена незаконная оккупация Крыма» в нынешней ситуации, складывающейся в Украине, не понятно вообще. А тем временем Кремль продолжает свою любимую игру в чекистов. Вот только после обысков у Лили Буджуровой соцсети запестрели ее стихотворением, которое называют подпольным гимном национального движения крымскотатарского народа во времена СССР, и начинается оно так:
Когда мы вернемся домой
всем народом,
Придется вам вспомнить —
откуда мы родом,
Придется вам вспомнить —
откуда вы сами
Незваными здесь объявились
гостями...
«День» предложил высказаться экспертам — какой сигнал они видят в давлении на ATR и возможна ли журналистика в оккупированном Крыму вообще.
«ЭТО БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ, ЧЕМ НА ПРОДУМАННЫЙ ШАГ»
Ирина БРУНОВА-КАЛИСЕЦКАЯ, кандидат психологических наук, конфликтолог, крымчанка:
— Сигнал очевидный — все «неудобное», то, что хотя бы потенциально может не подпадать под мифологию «счастья воссоединения», будут давить всеми возможными способами. Лиля, к сожалению, не первый журналист, к которому пришло ФСБ с обыском, и не первый крымскотатарский деятель, хотя в последнее время она не выражала свою позицию настолько публично. Но сейчас мне кажется, есть определенное отражение реакций. Украина теми средствами, которые она сейчас имеет, не может сильно влиять на то, что происходит на оккупированном полуострове, в частности в области прав человека, журналиста и тому подобное. Но так же и оккупационная власть не может влиять на участников и организаторов блокады Крыма. Никак иначе, чем оказывать давление на тех, кто остался в Крыму и имеет связи с теми, кто принимает участие в блокаде, прежде всего с Ленуром Ислямовым. Однако это похоже больше на эмоциональную реакцию, чем на продуманный шаг в рамках какой-то стратегии по устранению блокады. Именно давление на Лилю Буджурову является признаком эмоциональности действия.
Крым пока не окончательно перестал быть «витриной» кремлевской внутренней политики. Поэтому внимания к тому, что происходит с публичным дискурсом в нем и вокруг него, — еще много. Поэтому выживают там прежде всего те медиа, которые поддерживают российскую медиа-политику.
Огласка того, что происходит в Крыму, важная часть давления на РФ, важная часть удерживания вопроса Крыма в повестке дня международной политики относительно прекращения агрессии России и очень важный знак тем, кто вынужденно остается в Крыму, что Украина о них не забыла и не оставила. Конечно, открытые производства также должны накапливать материал относительно преступлений оккупантов. И каждый, кто нарушает международное и украинское законодательство, нагло попирает права человека, должен знать о том, что наказание неотвратимо.
«В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ ИНАЧЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ»
Владимир ПРИТУЛА, главный редактор издания «Крым.Реалии»:
— Сегодня в Крыму можно работать только в подконтрольных России СМИ, которые являются государственными или пророссийскими. А все, кто выпадает из-под этого контроля, находятся под давлением. Причем даже те, которые пытаются быть пророссийскими. Видим примеры, когда в регистрации отказывают даже тем, от которых точно нельзя ждать чего-то антипутинского, как, например, ресурс «Крым Медиа». Но если на ресурсе работают хотя бы несколько журналистов, позволяющих себе писать что-то в разрез с генеральной линией, — их не регистрируют, не допускают на официальные мероприятия, ограничивают в информации. А вот ATR — это одна из крупнейших независимых масс-медий, которая не находилась под контролем российской власти. Хотя владельцы пытались играть по тем правилам, которые существуют в России, и поскольку Крым не является Россией, сегодня это — серая зона, то там даже это не действует. Но это только одна из причин.
Крымскотатарское движение также не подконтрольно Кремлю и несет огромную угрозу для него. Именно крымские татары, а не то незначительное количество людей, которые голосовали на псевдореферендуме, имеют право на самоопределение с точки зрения международного права и логики. Поэтому Кремль пытается взять и крымских татар, и их СМИ под контроль, как и любые СМИ, в том числе соцсети. В тоталитарном обществе, которое в настоящий момент формируется в Крыму, и при тоталитарном режиме, который уже давно существует в России, иначе быть не может.
С украинской стороны не хватает публичной реакции. Возможно, общественные активисты увязли в сложной внутриполитической ситуации, которая сегодня складывается в Украине. Но я и не вижу широких возможностей правительства эффективно влиять на ситуацию с правами человека в Крыму. Было заявление президента и министра информационной политики — возможно, нужно, чтобы на каждый факт правонарушений обращало внимание МИД: направляло ноты в РФ, обращалось в международные организации. По объективным причинам — война на востоке, внутриполитическая ситуация — украинское общество меньше обращает внимания на вопрос Крыма. Но нужно мыслить стратегически. Крымская проблема — это вызов для «мозговых центров» Украины.