Экс-президент Грузии, глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили в интервью брюссельскому изданию Politico заявил, что он готов стать премьер-министром Украины. «Я хотел бы принять участие в больших переменах и реформах. Я могу это сделать в любом качестве», — сказал Саакашвили, фактически опровергнув свои предыдущие заявления. Предшествовал этому заявлению жесткий словесный спор губернатора с премьером Арсением Яценюком.
Четко прослеживается продолжение тенденции назначения «варягов» на государственные посты. В минувшую среду начальником Национальной полиции был назначен Хатия Деканоидзе — экс-министр образования Грузии, первый ректор Полицейской академии Грузии, помощник заместителя главы МВД Украины Эки Згуладзе.
Конечно, привлечение экспертов в качестве советников из других стран мира для использования их опыта очень важно для Украины. Однако необходимо взращивать и национальную элиту. Проблему привлечения иностранцев на высшие государственные должности комментирует «Дню» общественный деятель Геннадий ДРУЗЕНКО:
— Очень досадно, что грузины — люди с обостренным чувством собственного достоинства, готовы быть орудиями в чужих руках, ширмой для прикрытия кланово-олигархических разборок внутри нашей верхушки.
Есть простая демократическая логика: политики должны были предупредить, что они будут делать ставку на «варягов». Однако ни один из них во время избирательной кампании не упомянул об этом принципиальном решении. Выходит, что наши правители делают то, чего не обещали своим избирателям, — это очередное политическое шулерство.
Президент или премьер — в зависимости от субъекта назначения — дают пощечину украинскому народу, который сам победил в Революции Достоинства, который сам, хоть и с помощью братьев-грузин, взял весь удар на себя во время войны. Это неверие в свой народ. Я считаю это огромным неуважением к украинцам, без которых большинство сегодняшних политических лидеров были бы эмигрантами или подследственными у генпрокурора Виктора Пшонки.
Такие действия наших государственных деятелей будут иметь серьезные последствия. Данными назначениями они развивают среди украинцев национальный комплекс неполноценности. Просто теперь вместо россиян берут грузин. Со всем уважением к нашим грузинским братьям я не уверен, что это не смена «шила на мыло».
Я не уверен, что грузины могут стать помощниками в реформах в Украине. Потому что наше государство по многим показателям намного мощнее Грузии. Наши высокопоставленные чиновники должны понимать, что эти «транспланты», кроме маркетинговых, в нашей стране не сработают. Но нельзя продавать фантики вместо конфет — это должен хорошо понимать наш Президент. Я уже не говорю о неуважении к украинскому гражданству, которое раздается за одну ночь.
Все знают, что Саакашвили — замечательный пиарщик, но я должен согласиться с Яценюком, что следствием реформ является потеря власти не только человеком, но и партией, а также вероятная утрата гражданства. Вряд ли это то, на что нужно равняться.
Хотелось бы увидеть результаты работы, но видно, что Саакашвили, будучи главой Одесской ОДА, имея своего прокурора и милицию, вчистую проиграл регионалам. Помимо громких заявлений и войны с премьером мы увидели очень мало реформ. Когда я ездил в Грузию в конце 2000-х, у меня создалось впечатление, что у Саакашвили только одна гениальная команда — маркетинговая. Похоже, тот же опыт, когда маркетинг и реалии превращаются в параллельные реальности, привнесен грузинами в Украину.