Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Shit happens». Мистер, вы – опоздали!

Почему никто в Анталии не напомнил Владимиру Путину о дедлайнах по реструктуризации «ссуды Януковича»?
17 ноября, 2015 - 18:48
ФОТО РЕЙТЕР

Эта история о том, как Владимира Путина... подвел календарь. О том, что российский Президент крепко застрял где-то внутри прошлого века, известно давно. Но в Анталии на саммите G-20 его жестоко «подкачало» настоящее... А может, и нет...

На первый взгляд «предложение» Путина относительно решения судьбы российской ссуды, которую Кремль на особо выгодных для себя условиях дал, обходя свои же правила (известно, что под договоренности было выдано спецраспоряжение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева), ненадежному заемщику — Украине в лице правительства Азарова, выглядит попыткой «вскочить в последний вагон уходящего поезда». А глава РФ делает вид, что не только не опоздал, но и  контролирует машиниста...

25 декабря этого года заканчивается срок кредитных обязательств Украины перед Россией. Киев неоднократно давал понять, что в случае отказа РФ от реструктуризации на общих условиях Украина не будет вообще возвращать долг, а объявит по нему «технический дефолт». И тогда судьбу этого кредита, скорее всего, будет решать суд. А это — время, дополнительные ресурсы и сомнительные перспективы.

В четверг, 12 ноября, Украина завершила реструктуризацию части внешнего долга, закончив выпуск новых облигаций для коммерческих кредиторов. Реструктуризация не затронула лишь один из всех, которые Киев включил в перечень обязательств к пересмотру, — это внешний долг перед РФ на $3 миллиарда. О чем говорится в соответствующем распоряжении Кабинета министров Украины от 12 ноября 2015 года. Минфин накануне сообщил, что Украина не будет выпускать новые ценные бумаги для РФ, поскольку российская сторона отказалась от реструктуризации.

Долг Киева перед РФ в $3 миллиарда образовался в последние месяцы правления экс-президента Украины Виктора Януковича. В декабре 2013 года правительство Николая Азарова выпустило еврооблигации на $3 миллиарда по ставке выше рыночной, которые полностью выкупил Фонд национального благосостояния России.

Президент Украины Петр Порошенко назвал кредит РФ «взяткой Януковичу за отказ от курса евроинтеграции». Однако украинская сторона все же включила этот кредит РФ в перечень долговых обязательств, которые Киев реструктуризирует в рамках четырехлетней программы сотрудничества с МВФ. Речь идет о $17,5 миллиарда финпомощи, одним из ключевых условий получения которой для Украины была реструктуризация части государственного коммерческого долга.

Андерс АСЛУНДС, ведущий международный эксперт, экономист: ...США и ЕС должны оказать полную юридическую и финансовую поддержку Украине и настаивать на отмене долга Януковича Путину

Так вот переговоры о реструктуризации начались еще в марте этого года, а завершились 14 октября в Лондоне на собрании кредиторов Украины утверждением условий реструктуризации. Речь идет о списании 20% ($3 миллиардов) и реструктуризации $8,5 миллиарда долларов. Достигнуты договоренности, что Украина на протяжении четырех лет ничего не возвращает кредиторам, а занимается восстановлением экономики. Этого времени, по подсчетам «подписантов» этих договоренностей, хватит, чтобы украинская экономика «отдышалась от кризиса» и смогла оплачивать счета. И 12 ноября выпуском новых евробондов правительством Украины эти договоренности были скреплены.

Россия не принимала участия в Лондонском собрании кредиторов. В РФ заявляли, что ожидают от Киева возвращения денег вовремя — то есть 25 декабря этого года. Или же — дефолт. Такая ультимативная позиция российской стороны, как уже сообщал раньше «День», основывалась на понимании, что для Украины такой «сценарий» фактически означает срыв сотрудничества из МВФ, в правилах которого четко прописано: не кредитовать должника, который имеет технический дефолт хоть по одному из своих обязательств.

Киев все же не поддался шантажу. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в интервью немецкой газете Handelsblatt подчеркнул, что  Украина «не может относиться к России иным образом, чем к остальным международным кредиторам». «Мы предлагаем России такие же условия», — сказал премьер и выставил дедлайн для достижения согласия — 29 октября.

И вот, когда уже прошли все «дедлайны» появляется в переговорном процессе Президент РФ и заявляет, мол, «мы здесь подумали», и решили предложить вам «лучшие условия», чем вы у нас просили. Мол, российская сторона, понимая сложную экономическую ситуацию Украины, готова подождать год. Более того, она «позволяет» украинцам в 2016-м возвращать не всю сумму сразу, а разбить долг на части — по миллиарду ежегодно на протяжении трех лет. Но при одном условии, что ЕС или США выступят «поручителем» Украины в этих сложных «благотворительно-финансовых» делах. Этот жест, по словам Путина, был бы для российской стороны гарантией того, что Запад сам верит в украинскую экономику и ее способность в перспективе возвращать долги. И якобы Путин уже предварительно переговорил об этом с Президентом США Бараком Обамой и главой МВФ Кристен Лагард.

На календаре — 16 ноября. Путин, зная обо всех переговорах и «дедлайнах» на G-20 вдруг «вытягивает ссуду Януковича», с перспективой которой уже будто бы разобрались и Украина, и Запад. И никто не осмеливается сказать ему: «Мистер, поезд уехал! You are late». «Shit happens», но на 23 ноября запланировано заседание совета директоров МВФ, на котором, как ожидается, будет рассмотрен вопрос снятия запрещения на финансирование стран, которые имеют непогашенную задолженность перед официальным кредитором. Но нет... Тишина.

Председатель комитета экономистов Украины Андрей НОВАК в разговоре с «Днем» заметил, что во всей этой истории с «ссудой Януковича» ясно одно: Украине следует выйти из рамок, которые ей рисуют в Кремле. «Если мы будем заходить в этом противостоянии с РФ в финансовое или юридическое поле, мы проиграем», — говорит он. И единственно правильным шагом, который он видит для нас — объявить, что мы не отказываемся от обязательств, а объявляем мораторий на их возвращение, пока Россия не вернет нам Крым и не освободит Донбасс.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ