Ирину Дуку по праву можно назвать настоящим рыцарем Национального академического театра им. Леси Украинки. Сцене Русской драмы она верна уже 47 лет! Актриса стала продолжательницей дела Константина Хохлова, Евгении Опаловой, Мальвины Швидлер, Александры Смоляровой, сохраняя славные традиции и атмосферу психологического театра. Также она ведет активную общественную деятельность, возглавляя профсоюз Театра им. Леси Украинки; состоялась Ирина Михайловна и как режиссер.
«НИКОГДА НЕ МЕЧТАЛА О КОНКРЕТНЫХ РОЛЯХ…»
В галерее созданных Ириной Дукой образов – десятки героинь – как классических произведений, так и современной драматургии. В ее багаже есть и лирические, и гротескные образы. Однако каждую роль актриса наполняла особыми качествами: солнечным обаянием, юмором, легкостью и сентиментальностью. Стоит вспомнить ее Долорес в «Каменном властелине» Леси Украинки, бабушку Мими в «Немного нежности» Николаи, Людмила из «Поздней любви» Островского. Запомнились зрителю и Наталья Пушкина из «Последних дней» Булгакова, и Леди Снируэл в «Школе скандала» Шеридана, и Джанина – в «Веере» Гальдони, и Анна в «Варварах» Горького. Актриса никогда не пренебрегала не главными ролями, не боялась играть негативных персонажей, напротив, любила острохарактерные роли.
– Я никогда не мечтала о конкретных ролях, была реалисткой. Всегда играла то, что предлагали, и мне было интересно. Единственное, о чем сожалею, что так и не довелось сыграть Чехова, – отметила актриса.
В текущем репертуаре Русской драмы Ирина Дука играет четыре спектакля, два из них поставила сама: в «Странной Миссис Сэвидж» Патрика артистка исполняет Миссис Сэвидж, а в «Женщины. Фрагмент. Скандал без антракта» Марданя играет роль легкомысленной актрисы Тамары. В новой постановке «Каменного властелина» (режиссер М. Резникович), которую зритель знает как «В плену страстей», Ирина Дука предстает уже в образе язвительной Донны Консепсьон. В «Последнюю любовь» Мухарьямова (режиссер Н. Батурина) после ухода из жизни Александры Смоляровой она пришла на роль Поли Адамс.
РЕЖИССУРА – ЭТО МИРООЩУЩЕНИЕ
Органично и своевременно в жизнь актрисы Ирины Дуки пришла режиссура. В 1988-м театр должен был выпускать «Звезды на утреннем небе» по Галичу. Неожиданно режиссер, который работал над постановкой, ушел, а другого не назначили, спектакль решили снять. Однако Ирина Михайловна заинтересовалась материалом и предложила артистам самим довести постановку до премьеры. В эту авантюру мало кто верил, но в итоге спектакль произвел настоящий фурор. Его даже пригласил на гастроли в Польшу, где постановку тоже ожидал успех. Вскоре Ирине Дуке предложили поставить пьесу братьев Стругацких «Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах». Новая режиссерская работа вновь увенчалась успехом. Так в театре засияла звезда не только актрисы И.М.Дуки, но и режиссера. В Русской драме Ирина Михайловна поставила восемь спектаклей, среди которых «Возвращение в Сорренто» Пауэлла, «Без вины виноватые» Островского, «Генералы в юбках» Аннуя, «Немного нежности» Николаи. А вот к работе над «Странной миссис Сэвидж» актриса приступала с опасением. Ведь в театре этот спектакль уже когда-то шел, главную роль в нем исполняли Евгения Опалова и Анна Николаева. Но вскоре Ирина Михайловна поняла, что за 30 лет, что прошли с момента закрытия первого спектакля, выросло другое поколение, а в обществе назрели иные болевые точки. Новая постановка также стала близка современному зрителю и пользуется спросом.
Еще несколько спектаклей Ирина Дука создала за пределами Театра им. Леси Украинки. Например, работала ассистентом у чешского режиссера Йозефа Беднарика в постановках «Из жизни насекомых» и «Кровавая свадьба».
При «создании жизни человеческого духа» режиссер Ирина Дука требует от исполнителей самоотдачи и абсолютной правдивости, однако артисты уверяют, что репетировать с ней очень комфортно. Ирина Михайловна окружает заботой, позволят раскрыться и самовыразиться. На зрителя она предпочитает воздействовать через чувства. Все ее спектакли отличаются особой атмосферой, общечеловечностью, непринужденной актерской игрой и трепетностью, с которой она относится к той или иной теме.
– Режиссура – это, прежде всего, мироощущение. Нельзя терять живого искусства живых людей – именно для этого театр был создан, призван исследовать проблемы, которые люди не могли решить столетиями, и предотвращать их, – считает И. Дука.
«Я ВСЕГДА ОЩУЩАЛА РАДОСТЬ ЖИЗНИ»
Ирина Дука призналась, что в сложные периоды жизни ее спасала любимая работа. Особенно в момент, когда из жизни актрисы стали уходить близкие люди:
– Как бы трудно ни было, я всегда ощущала радость жизни, – признается актриса. – Мне казалось, я все преодолею, и все будет хорошо. Я считаю себя счастливым человеком. У меня была замечательная семья, муж (известный актер театра и кино Валерий Бесараб. – К.С.), который разделил со мной жизнь. Я попала в прекрасный театр. У меня много хороших друзей. К сожалению, люди уходят, но остаются воспоминания о них и благодарность за то, что они были…
Сегодня Ирина Михайловна Дука продолжает выходить на сцену и радовать публику своей игрой, а тем временем вызревают идеи ее новых спектаклей. Актриса призналась, что еще хотела бы поставить «Самодуров» К. Гальдони и «Отель двух миров» Э. Э. Шмидта.
И мы, зрители, будем надеяться и верить, что Ирина Дука еще порадует своими новыми ролями и постановками.
«День» поздравляет Ирину Михайловну с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, интересных пьес, резонансных постановок и еще много-много разнообразных ролей.