История успеха Украины в проведении реформ рассматривается как едва ли не единственный вариант противостояния агрессивной России. Реформированная, успешная Украина будет означать победу «мягкой силы» Европейского Союза. Поражение Украины на реформаторском поле боя приведет не только к репутационным потерям ЕС, но усилит угрозы безопасности на восточных просторах континента. Украина не скрывает: ей очень нужна поддержка. На какую именно помощь рассчитывают украинцы для ускорения реформ?
Представители Евросоюза часто в частных беседах отмечают: мы не можем излишне вмешиваться во внутренней реформаторский процесс, поскольку главная ответственность лежит прежде всего на самих украинцах — гражданском обществе, власти. Власть, впрочем, пока подходит довольно несистемно к внедрению изменений — ощущается нехватка и знаний, и политической воли. Гражданское общество, в свою очередь, не всегда имеет достаточное количество рычагов влияния на власть предержащих (хотя и очевидно, что в истории Украины никогда не было такого высокого уровня кооперации между правительственным и неправительственным секторами).
Главный вывод аналитического материала, подготовленного Институтом мировой политики: тандем по поддержке ЕС и решительности неправительственных инициатив в Украине способен ускорить масштабные изменения в стране. Такую модель несколько раз уже апробировало Представительство ЕС, передавая предложения или озабоченность гражданского общества руководителям государства. В результате несколько раз такой подход побеждал: власть прислушалась к совместному голосу Евросоюза и неправительственных организаций. Хотя бывали и случаи недобросовестной подмены: название законопроекта оставалось то же, однако суть менялась до неузнаваемости.
В Украине в целом дают посредственные оценки помощи ЕС по реформированию. Институт мировой политики в рамках исследования получил эксклюзивные результаты социологического опроса, проведенного «GfK Украина» в конце октября — начале ноября этого года. Мы поинтересовались у граждан: как они оценивают поддержку реформ в Украине со стороны Евросоюза по десятибалльной системе? Средний балл — 5,36. Почти такой же балл Институт получил по итогам опроса лидеров мнений в Украине (в общей сложности 65 человек) — 6,28.
Важен результат опроса: украинцы хотят большей политической вовлеченности ЕС в реформаторские дела государства, чем финансовой. В Евросоюзе среди многих наблюдателей существует оговорка, что Украина может стать очередным бременем, поскольку будет требовать миллиардные средства. Результаты опроса опровергают такие страхи: из 11 ожиданий украинцев относительно различных видов поддержки от Евросоюза ожидание денег — на последней, одиннадцатой позиции. Только 8,88% украинцев хотят, чтобы ЕС давал больше денег. На первых местах, между тем, такие мысли:
1. ЕС должен больше давить на украинскую власть — 30,12%;
2. ЕС делает достаточно, теперь пора действовать украинской власти — 26,93%;
3. ЕС должен прекратить давать деньги, потому что их разворовывают чиновники — 22,12%.
Интересно, что результаты экспертного опроса весьма схожи с результатами всеукраинского опроса. Это означает, что институты гражданского общества в этом плане могут считаться выразителями народа в целом. Лидеры мнений (аналитики, журналисты) считают, что ЕС должен решительно внедрять подход обусловленности (conditionality): помощь в обмен на прогресс в реформах.
Далеко не все представители украинской власти разделяют такие настроения. Оценивая в целом довольно критически различные виды поддержки реформ в Украине, чиновники рекомендовали ЕС больше учитывать потребности украинцев при оказании помощи. Иногда выглядит так, что средства направляются на сферы, которые не входят в число приоритетов правительства; однако ЕС, как считают представители власти, достаточно медленный, жесткий при рассмотрении срочных предложений Украины. Получается, что ЕС ждет быстрых изменений в постреволюционной стране, однако сам не способен реагировать быстро.
Углубление координации между украинской властью, гражданским сектором, институтами ЕС может снять все подозрения, а также будет способствовать усилению доверия, более эффективному использованию помощи, и в конечном итоге способно привести и к настоящим реформаторским успехам Украины.