Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Будут все «свои»?

Эксперт: «Назначение Литвина «типично» и доказывает окостенелость системы управления армией»
12 января, 2016 - 12:35
ФОТО PRESIDENT.GOV.UA

Новогодние праздники, кроме ряда громких судебных процессов, отличились еще и назначениями на ключевые военные должности. Своего руководителя получили Силы спецопераций (которые на самом деле еще нужно создать). Им стал генерал-майор Игорь Лунев. Для получения должности командующего сухопутными войсками прошел ВАК (Высшую аттестационную комиссию) генерал-лейтенант Колесник. На место его заместителя ВАК прошел Петр Литвин. Тот самый из трех братьев Литвинов, который, пребывая на должности командующего сектором «Д» зоны АТО, отличится, по словам волонтера Романа Доника, тем, что «сбежал вместе с начальником штаба сектора во время иловайских боев. А после Иловайска ушел в тень и более года в тени отсиживался». Действительно, по иловайским событиям фактически никто не понес не только наказания, но и не были названы виновные, несмотря на то, что была создана целая спецкомиссия Верховной Рады VII созыва во главе с Андреем Сенченко. Но Рада последнего созыва так и не обновила работу этой комиссии.

Для понимания мотивов таких назначений в военной сфере (и не только в военной) и хронической неспособности находить причины и виновных в ключевых поражениях стоит внимательно присмотреться к фамилиям. Второй брат Петра Литвина — Николай Литвин — является генералом армии. В 2014 году он попал под шквал критики относительно сданной оккупанту границы, но до последнего (до октября 2014 года) оставался на должности главы Государственной пограничной службы. Третий известный брат — Владимир Литвин — глава Администрации Президента во времена Леонида Кучмы. Его сын, кстати, женат на дочери Андрея Деркача, который недавно отличился сомнительной поправкой к закону о бюджете относительно обнародования доходов чиновников и тем самым поставил под угрозу безвизовый режим с ЕС.

По всему видно, что в Украине фамилии давно стали общими знаменателями, которые представляют собой крепкий незыблемый фундамент клановой системы. И в этом плане клан Литвинов является частью давнего древа, уходящего корнями во времена опять же до сих пор влиятельного Леонида Кучмы. Но остается вопрос: не станут ли такие назначения на пути реформирования армии в целом? Ведь упомянутые монолитные схемы высших должностных лиц доказывают факт окостенелости кадрового состава военного командования.

«ПРЕЗИДЕНТУ ВАЖНА ЛОЯЛЬНОСТЬ АРМИИ, ПОЭТОМУ ОН СТАВИТ НА КЛЮЧЕВЫЕ ДОЛЖНОСТИ ТЕХ, КТО К НЕМУ БЛИЗОК»

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:

— Назначение Петра Литвина на упомянутую должность является частью исторического пути самого Президента Петра Порошенко. Около десяти лет он пребывает в дружеских отношениях с Владимиром Литвином, бывшим спикером Верховной Рады. Тогда была четверка, о которой журналисты либо не знают, либо не помнят, либо просто не вспоминают — Кравченко, Литвин, Азаров и Порошенко. Они на то время по влиянию конкурировали с олигархическими группами. Потом эта четверка по разным причинам распалась, но дружеские отношения между Порошенко и Литвином остались. Для Президента невероятно важна лояльность армии, потому он ставит на ключевые посты тех людей, которые близки к нему, а не тех, которые имеют уважение в армейской среде.

Как профессионал ни один из генералов не отвечает вызовам современности. И Литвин в этом плане не исключение. Армия должна реформироваться по стандартам НАТО. Наши же генералы являются выходцами из советских военных академий. Как военный менеджер Петр Литвин на своем месте и хорошо знает армию, но он является человеком из старой когорты. Эти люди не будут меняться. Они всегда будут воспринимать на подсознательном уровне НАТО как своего врага. Кроме профессионализма, нужно ставить вопрос лояльности к украинскому государству. А в этом плане имеются большие сомнения. Украинский генералитет является одним из самых слабых мест украинской государственности. Это не означает, что такая нелояльность носит активный характер. В основном они саботируют на генеральском уровне западную реформу украинской армии. Как бы они ни пытались демонстрировать военную дисциплину перед Главнокомандующим. Есть вещи выше этого — преданность Украине и политическая ориентация на прозападный курс для приближения украинской армии к стандартам НАТО. А этого нет ни у Литвина, ни у других генералов.

«ТАКОЙ ПОДХОД СУЖИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ»

Валентин БАДРАК, директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения:

— Трудно оценивать профессиональные моменты службы Петра и Николая Литвинов. Я видел резкий взлет Николая Литвина, который из МВД перешел на должность главы Государственной пограничной службы. Назначение же на должность заместителя командующего сухопутными войсками Петра Литвина отражает проблемы кадровой политики в сфере безопасности. Это не эпизодическое назначение, где фигурирует фамилия Литвина, а системная повсеместная тенденция. И тут стоит говорить не только о Литвине, а о ситуации в целом. У нас офицер не имеет возможности планировать свою карьеру. Она зависит от многих факторов, на которые он не может влиять. Офицер может достичь высокого уровня компетенции, знаний, навыков и при этом не получить должность, на которую он мог бы рассчитывать. Такой подход кардинально отличается от западного. На Западе офицер, состоя в одной   должности, принимает участие в конкурсах на замещение высших должностей. Эти конкурсы очень прозрачны, и они позволяют в своей карьере ориентироваться исключительно на профессиональные навыки. В Украине этого нет, и это досадно. В самом назначении Литвина я не вижу большой проблемы, но это напоминание о том, что у нас нет системы конкурсного отбора, а это негативно влияет на эффективность обороны в целом. Люди, которые получают образование, в том числе на Западе, у нас часто не нужны в связи с тем, что они выражают независимые мнения. Вместо них оказываются нужны только те, кто является сугубо исполнителями. Такой подход суживает возможности проявления инициативы, особенно на низших звеньях управления, когда такая инициатива нужна, а ее нет, так как офицеры опасаются испортить себе карьеру. Система управления в армии и вообще всего во всем секторе безопасности вследствие этого окостенелая и малоэффективна.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ