Любое изменение власти, если это серьезно, должно означать новых людей, новую политику и, как правило, обновление имиджа. Оппозиционная консервативная партия «Право и Справедливость» в предвыборной кампании обещала «хорошие перемены». Сдержит ли она свое слово?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на Польшу и нашу политику в последние годы. Да, мы являемся примером успеха демократических и экономических реформ. Экономика росла, а институты демократического государства выполняли свои задачи. Тем не менее в течение многих лет в Польше политика была антагонистичной, а не кооперативной. «Право и справедливость» и сам Ярослав Качиньский полностью сводили на нет начинания Дональда Туска и его партии «Платформа обывательска» (ПО). Они отвергли предложения о сотрудничестве (за исключением сотрудничества с Украиной). Если честно, то я должен сказать, что команда ПО особо и не призывала оппозицию к сотрудничеству.
Символом существования «двух Польш» было отношение к смоленской авиакатастрофе. Если ПиС заявлял о спланированном убийстве, то ПО выражала сомнения относительно таких обвинений. В дополнение несколько финансовых скандалов убедили избирателей, что время правления «Платформы обывательской» должно закончиться.
Эти замечания являются важными для понимания, что в нашей стране не произошло никаких перемен в команде, а Ярослав Качиньский просто хочет «изменить государство», более того «превратить» его.
В этом не было бы ничего плохого, если бы не несколько уроков с первых недель деятельности правительства. Большинство в парламенте игнорирует конституцию и действует против буквы и духа права. Так было, когда начались перемены в Конституционном Суде, когда захватили государственные средства массовой информации, изменили закон о государственной службе. Мы можем только ожидать захвата прокуратуры и попытки доминировать в судах общей юрисдикции.
ПиС отвергает принцип балансирования влияния в государственных институтах. Хочет иметь все и лучше всего сразу.
Такие действия сразу вызвали реакцию союзников и ЕС. Можно ожидать критики и действий, как это предусмотрено европейскими договорами. До этого еще довольно далеко, но это может привести к изоляции Польши. Уже сегодня несколько польских политиков вступили в словесную перепалку с немецкими политиками. Это дорога в никуда.
В качестве реакции на описанные действия все больше и больше людей выходит на улице для участия в акциях, организованных в так называемым Комитете по защите демократий.
А лидер оппозиции, экс-министр иностранных дел Гжегож Схетина сказал, что все может закончиться «польским» Майданом.
Даже если до этого далеко, но Польша оказалась в опасной ситуации. Фактическим лидером государства является президент ПиС Ярослав Качиньский, который доминирует над президентом, премьер-министром и, конечно, своей партией. Он может править всем, но ни за что не отвечает.
Сейчас он показывает, что хочет изменить Польшу по своему усмотрению, или, другими словами, присвоить ее.
Марек СИВЕЦ, экс-депутат Европейского парламента, бывший руководитель Бюро национальной безопасности Польши, специально для «Дня»