Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Память и достоинство

27 января, 2016 - 10:28

Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. Именно 27 января 1945 года Советская Армия освободила узников самого большого нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в Освенциме.

 «Народ злодейски убит. Убиты старые ремесленники, опытные мастера; убиты рабочие; убиты врачи; убиты ученые; убиты инженеры; убиты бухгалтеры, счетоводы, торговые работники, секретари, ночные сторожа; убиты бабушки, умевшие вязать чулки и печь вкусное печенье, варить бульон и делать струдель с орехами и яблоками, и убиты бабушки, которые не были мастерицами на все руки — они только умели любить своих детей и детей своих детей; убиты женщины, которые были преданы своим мужьям, и убиты легкомысленные женщины; убиты красивые девушки, ученые студентки и веселые школьницы; убиты некрасивые и глупые; убиты горбатые, убиты певицы, убиты слепые, убиты глухонемые, убиты двухлетние и трехлетние, убиты восьмидесятилетние старики с катарактами на мутных глазах, с холодными прозрачными пальцами и тихими голосами, словно шелестящая бумага, и убиты кричащие младенцы, жадно сосавшие материнскую грудь до последней своей минуты. Это не смерть на войне с оружием в руках, смерть людей, где-то оставивших дом, семью, поле, песни, книги, традиции, историю. Это убийство древа жизни, это смерть корней, не только ветвей и листьев. Это уничтожение народа, который столетиями жил по соседству с украинским народом, вместе с ним трудился, деля радость и горе на одной и той же земле».

По общим оценкам, жертвами массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны вместе с 4,5 миллиона взрослых стали 1,5 миллиона детей. Значительная часть этих смертей приходится на территорию Украины. Советская власть Холокост замалчивала. Но даже после падения СССР ситуация радикально не улучшилась: больше слов и деклараций, чем дел.

В замечательной черно-белой драме «Дамский портной», снятой в 1990 году украинским режиссером Леонидом Горовцем, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, есть пронзительный, до дрожи, эпизод. Колонна евреев, которую нацисты ведут в Бабий Яр, вдруг оказывается на улицах... современного Киева. Среди машин, светофоров и уличных фонарей.

Настолько прямая — но в то же время очень уместная, меткая и потому потрясающая метафора. Мы до сих пор не похоронили всех своих убитых. Они до сих пор ходят по нашим улицам. До сих пор еще нет должного осознания масштаба катастрофы, произошедшей с нами в прошлом веке, — а без такого осознания всегда остается опасность хотя бы частичного повторения тех ужасов, которые выпали на долю Украины.

А все так просто. Пришли коммунисты — расстреляли, замучили, выморили голодом миллионы украинцев-славян. Пришли нацисты — расстреляли и замучили миллионы украинцев-евреев. Странно, что кому-то еще приходится это объяснять. Но приходится.

К счастью, количество неосведомленных постепенно уменьшается.

В определении «Революция Достоинства» главное слово — достоинство. Достоинство, которое, в частности, основывается на умении усваивать исторические уроки.

Достоинство — это и есть полнота памяти.

Черта взрослых наций.

В статье использована цитата из статьи Василия Гроссмана «Украина без евреев» (1943).

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ