Суть конфликта пьесы, написанной в 1879 году, сегодня вызывает у зрителей много вопросов. В основе драмы — реальная история, а прототипом Норы стала приятельница самого Ибсена — норвежско-датская писательница Лаура Килер. В казалось бы благополучной семье адвоката Торвальда Хельмера, у его внешне беспечной и легкомысленной жены Норы есть тайна. Когда ее муж тяжело заболел, чтобы его спасти лечением в Италии, она заняла деньги, и теперь вынуждена втайне выплачивать долг. Героиня пошла на преступление — подделала в расписке отцовскую подпись...Когда Торвальд, стал директором банка, он выгоняет с работы поверенного Крогстада, не догадываясь, что это кредитор Норы. Последний ее шантажирует обещанием все открыть мужу...
В «Кукольном доме» XIX века центральной темой было положение женщины в обществе, и пьеса воспринималась как манифест феминизма, то сейчас постановочной группой Театра им. Леси Украинки произведение переосмыслено, превратившись в историю человеческого достоинства и необходимости доверия между близкими людьми. Для этого внесли сюжетно- постановочные изменения. Например, добавили сцену с молитвой Норы и несколько переделали финал.
Пьесу Ибсена часто называют «Нора» по имени главной героини — сложнейшей, бенефисной роли. В данной постановке ее поручили совсем молодой, без опыта главных ролей, актрисе Студии театра Елизавете Бакулиной. Она не так давно окончила Национальный университет театра, кино и ТВ им. Карпенка-Карого и за ее плечами лишь эпизодические и второстепенные роли. Но после просмотра премьеры понимаешь, что на самом деле этот выбор художественного руководителя театра Михаила Резниковича и режиссера спектакля Ирины Барковской продиктован не только тем, что театр активно дает «зеленый свет» молодежи, но и просто попал в «десятку». Непосредственность и жизнерадостность Норы-Бакулиной как бы «смикшировала» эту жесткую историю, где практически все герои оказываются в своих личных драматических ситуациях и выглядят очень нервными и раздраженными. Актриса не демонстрирует в финале потрясения от того, что ее героиня вдруг увидела в своем любимом муже трусливого и неблагодарного человека. Не проявляет так любимого опытными актрисами «темпераментного» обличения. И это придает ее истории какую-то неожиданную мудрость...
О том, как рождался образ Норы, «Дню» рассказала Елизавета БАКУЛИНА:
— В театре я четвертый год. Уже с ІІІ курса нас взяли в молодежный спектакль «Бешенная кровь».Некоторые студенты играли даже с конца ІІ курса в «Играх на заднем дворе». Это здорово, что Михаил Юрьевич дает студентам такую практику, ведь к концу учебы ужечетко понимаешь, что такое театр и твое ли это место. До «Кукольного дома» я играла в спектаклях «Клочки по закоулочкам», «Любовное безумие», «Требуется лжец!»...
«Кукольный дом» мы репетировали больше года. По многу часов с режиссером — Ириной Барковской и актерами разбирали линию каждого персонажа. Конечно же, к моей героине у меня было много вопросов. Нам сегодня совсем непонятен страх перед разоблачением того, что Нора взяла кредит. И почему нельзя объясниться с мужем, ради которого она пошла на подделку подписи. Проблемой для меня было и понимание Норы-женщины, матери троих детей, которая много пережила. Я же была девчонка, скакала по сцене: Рождество, после скромного существования наконец-то появились деньги... Мне говорили: «Не так. Не носись, будь серьезней». Но ведь мужу Норы нравится такая жена-кукла. Она же для него лишь своеобразная «зона комфорта». Еще я поняла, что играть любовь очень тяжело. Также в финале важно было показать, что моя Нора не бросает своих детей. Режиссер оставила намек на то, что она вернется. Мы оттолкнулись от реальной истории. Эта женщина вернулась и все было хорошо. Конечно, спектакль еще должен развиваться, и необходимо постоянно вносить новые интересные нюансы в эту замечательную роль...