Литовцы, которые не забывают о советской оккупации, вооруженной борьбе за независимость и штурме Вильнюсской телебашни, хорошо понимают ментальность «кремлевских резидентов» и убеждены, если у Украины не получится, следующей жертвой Путина может стать Литва. И от российских танков возле башни Гедиминаса страну не защитит даже членство в НАТО.
Чтобы не допустить победы Кремля, Литва — единственная из стран-участниц НАТО — выступает за предоставление Украине оружия. И призывает к этому своих союзников. «Страна имеет право защищаться. Это не эскалация конфликта, наоборот, бездеятельность Запада несет России скорейший успех военного сценария. Мы не должны сами способствовать реализации этого сценария», — сказал после Минска-2 министр иностранных дел Линас Линкявичюс.
«Сегодня предать украинский народ — будет означать, что мы предаем себя, потому что после Украины мы будем следующими. После свободы и независимости Украины — мы будем следующими», — передала общее настроение литовцев президент Даля Грибаускайте на Мюнхенской конференции по безопасности.
Тревогу Вильнюса усиливает непрекращающаяся «игра мышцами» Кремля: интенсивные военные учения у границ стран Балтии, частые нарушения воздушного пространства российскими боевыми самолетами, размещение ракетных комплексов «Искандер» в Калининградский области...
И то, что мы увидели за два дня пребывания в Литве: там ожидают вторжения.
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
До 2014 года (то есть до «зеленых человечков» в Крыму) вооруженные силы Литвы, по данным их Министерства обороны, состояли из 7890 кадровых военнослужащих, 4550 резервистов и 2301 гражданского служащего. При этом много подразделений было укомплектовано личным составом лишь на 15-20%. Теперь же в литовской армии служит 20 000 солдат, 3500 из которых — новобранцы. Литва в год теперь тратит на армию 500 миллионов евро.
ЙОНАС ОХМАН — ПОЗЫВНОЙ «ПАНДА» — ВОЛОНТЕР-ШВЕД, ПРОЖИВАЮЩИЙ В ЛИТВЕ И ПОМОГАЮЩИЙ УКРАИНЕ. КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОМОЩИ УКРАИНЕ В ЛИТВЕ И ЕВРОПЕ, КООРДИНАТОР МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА BLUE-YELLOW ЙОНАС РАБОТАЕТ С АРМЕЙЦАМИ, СПЕЦНАЗОМ, «ПРАВЫМ СЕКТОРОМ», МОРСКИМИ ПЕХОТИНЦАМИ. НА ВОПРОС, ПОЧЕМУ ОН ПОМОГАЕТ УКРАИНЕ, ОТВЕЧАЕТ С УЛЫБКОЙ: «ЗА ПОЛТАВУ»
В начале 2015-го сейм возобновил срочную службу в армии. В том же году правительство Литвы опубликовало буклет на 100 страниц, распространив его по всей стране. Эту брошюру под нескладным названием «Что мы должны знать о подготовке в случае экстремальной ситуации или войны» можно описать как своего рода самоучитель для литовских граждан во время вторжения и оккупации. В ней прямо не идет речь о России, но в этом и нет необходимости. Эта брошюра была выпущена с абсолютно очевидной целью — подготовить страну, чтобы избежать судьбы Украины. Ее раздавали в библиотеках, университетах, школах, рассылали в интернете. В ней содержится много полезных советов на случай, если вы услышите выстрелы неподалеку от своего дома, а также о том, как можно помочь побороть оккупацию Литвы другой страной, продолжая выполнять свою работу, но плохо и неэффективно.
Хотя Литва непосредственно не граничит с Россией, в трех часах езды от Вильнюса находится российский эксклав, расположенный на Балтийском побережье страны: Калининград. Этот кусок суши, на сохранении которого Москва настояла после Второй мировой войны, является базой Балтийского флота России, одной из важнейших ее частей военно-морских сил.
СРОЧНАЯ СЛУЖБА: БАТАЛЬОН «ДРАГУНЫ»
Насте — девятнадцать. И она — девятнадцатая девушка в отряде «Драгунов» («Драконов». — Ред.) батальона Великого князя литовского Бутигейдиса. Родом из Украины. Родилась в маленьком селе под Харьковом. Когда ей были семь, родители расстались, и мама — литовка — выехала с дочкой в Литву.
НАСТЯ. 19-летний БОЕЦ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ЛИТОВСКОЙ АРМИИ. УКРАИНКА
Шесть месяцев тому назад — 24 августа в день, когда Украина отмечала 24-ю годовщину независимости — Настя пошла служить в литовскую армию, потому что «события в Восточной Европе складываются так, что иначе нельзя». «Я сама это придумала — пойти в армию. Но потом узнала от родни, что и моя прабабушка и бабушка — украинки — тоже служили в армии — советской. Меня это вдохновило», — говорит девушка. Перед призывом Настя приезжала в Украину к родне на Харьковщину. Говорит, что там очень гордятся ее решением, и поддерживают ее.
Девушка признает: в армии женщине трудно. «Я представить не могла, что буду зимой, когда мокро и очень холодно, спать в лесу». Экипировка, которую приходится носить на себе ежедневно, весит приблизительно 25 килограмм. «Сначала мы друг другу помогали поднять и одеть все это. Было очень тяжело. Теперь уже легче. Справляемся и очень этим гордимся», — рассказывает девушка.
Сегодня Настя считает дни до «дембеля», и мечтает об учебе в университете. «В детстве я хотела стать археологом. Думаю, что буду поступать на этот факультет», — говорит девушка.
Таких как Настя — добровольцев — здесь в Литве три с половиной тысячи. Это — 100% всего возобновленного срочного призыва Литвы.
В 2008 году Литва отказалась от срочной армии и полностью перешла на контрактную форму. Однако после аннексии Крыма и вторжения РФ на Донбасс, 19 марта прошлого года литовский сейм практически единодушно одобрил законопроект о возвращении призыва в армию, в котором указано, что на протяжении следующих пяти лет все пригодные для службы в армии юноши и девушки в возрасте от 18 до 26 лет (добровольцы — до 32 лет) обязаны пройти 9 месяцев военной подготовки.
Недавно президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что призыв в литовское войско будет на регулярной основе. «Относительно военной сферы, я придерживаюсь такого мнения — у Литвы в долгосрочной перспективе должна быть армия смешанного типа. Армейский призыв вместе с профессиональной армией должен стать не исключением и действовать короткий период времени, а быть постоянным», — убеждена Президент. По ее мнению, именно такой способ организации армии является наиболее эффективным и дешевым вариантом для «средней по размеру страны». На большую и полностью укомплектованную профессиональную армию у государства просто не хватает денег, а содержание «срочника» все-таки дешевле, чем профессионала.
На планы Литвы существенно повлияло повышение ощущения угрозы со стороны России. К тому же НАТО не раз критиковало балтийские государства за низкие расходы на оборону. Кроме того, военные эксперты, утверждают чуть ли не в один голос: в условиях современной гибридной войны роль армии специального назначения значительно увеличилась, а обычных армейских подразделений — уменьшилась. Поэтому рост численности гражданского населения, которое получило военную подготовку, скорее всего пригодится во время любого вероятного конфликта.
ДРУГАЯ АРМИЯ
Чтобы отыскать другую литовскую армию, вам нужно проехать по грунтовой дороге без каких-либо опознавательных знаков на околице Вильнюса, пишет Раджех Омар в своей статье, которая называется «Война Путина на истощение: Литва следующая?», опубликованной в британской газете The Telegraph. «Здесь, на краю одной из главных окружных дорог города, находится несколько утилитарных, серых невысоких зданий — стрельбища, оставшиеся с советских времен. По всей стране разбросаны десятки таких военных объектов, напоминая о том, что для Москвы Литва была передней линией обороны во время холодной войны. Но на этой базе в настоящий момент обосновался Союз стрелков Литвы», — так журналист описывает свое знакомство с особым, одним из наиболее мотивированных подразделений Вооруженных Сил Литвы.
«Союз литовских стрелков» — это общественная группировка, ориентированная на военную подготовку гражданского населения. Был создан в 1918 году — когда образовалась первая Литовская независимая республика. Государство было молодое и слабое. «Стрелки» должны были его защищать от врагов.
У «СТРЕЛКОВ» ЕСТЬ ТАБЕЛЬНОЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ, ТАКОЕ ЖЕ, КАКИМ ВОЮЕТ ЛИТОВСКАЯ АРМИЯ. В ОСНОВНОМ — АНАЛОГ АМЕРИКАНСКОЙ ВИНТОВКИ М-16 — AR-15. ЦЕНА — ОКОЛО 1,5 ТЫСЯЧИ ЕВРО ЗА ШТУКУ. НО ЕСТЬ И ПОЛУАВТОМАТЫ — ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ЦИВИЛЬНОЕ ОРУЖИЕ, КОТОРОЕ ПОКУПАЮТ САМИ ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ. «В НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗ РУССКОГО ОРУЖИЯ НЕ СТРЕЛЯЮТ», — ГОВОРИТ ГАРОЛЬДОС ДАУБЛИС (НА ФОТО — СЛЕВА)
Судьба литовских «стрелков» очень похожа на судьбу украинских «уповцев». Родился «Союз» от объединения разных отрядов, защищавших каждый что-то свое, — село, свой дом, свою семью. Когда советские войска захватили Литву, в 1940 «советы» запретили «Союз стрелков», а большинство его членов (на то время, по разным источникам, организация насчитывала около 61 тысячи лиц) репрессировали. Википедия пишет, что сажали в тюрьмы. Но член «Союза стрелков», координатор группы помощи Украине Гарольдос Даублис заметил в разговоре с «Днем», что «советы» литовских стрелков в лагеря не сажали, их расстреливали на месте.
В послевоенные годы уцелевшие литовские «стрелки» пошли к «лесным братьям» и боролись против советской оккупации.
В «вегетарианское» время Советского Союза — в начале 90-х «Союз стрелков» реанимировали. Когда же Литва провозгласила независимость, организация получила специальный Закон.
В соответствии с действующим законодательством Литвы, «Союз Стрелков» — это часть оборонных мощностей государства. Главного «стрелка» — а им обязательно должен быть военный в отставке, который ушел со службы в ранге не ниже полковника, — предлагает общему собранию организации Министр обороны Литвы, он же утверждает руководителей всех территориальных единиц «Союза» (в настоящий момент таких — десять).
До войны в Украине «Союз литовских стрелков» не был популярен в Литве. 61% его членов были «Юные стрелки», подростки от 12 до 18 лет; 8% — «Активные стрелки», в основном военные в отставке, а остальные 31% — «Пассивные стрелки». В целом, в организации было около шести тысяч членов. И занимались они, преимущественно, патриотическим воспитанием молодежи и содержанием мест исторической славы. Литовцы шутя называли организацию «союзом дедушек».
Сегодня же у литовских стрелков открылось второе дыхание. За два года в организацию пришло более двух тысяч новых членов — в основном активных мужчин от 21 до 40 лет.
Теперь в «Союзе» — более девяти тысяч членов. 50% — это «Юные стрелки». Они проходят курсы патриотического воспитания, первичную военную подготовку и получают навыки выживания в «спартанских условиях» (что-то подобное, чему в Украине обучает «Пласт»). Остальные 50% — сердцевина организации — «живут» по принципам швейцарской армии — имеют личное оружие (натовского калибра) и военную форму, проходят еженедельные военные тренировки и учат историю Литвы. «Среди членов нашей организации есть историки и политологи. Мы вместе собираемся и рассматриваем какой-то конкретный «кейс» по истории Литвы. Также мы ходим в походы в те места, где базировались партизаны Литвы, приглашаем историков-профессоров: это и спорт, и досуг, и патриотическое воспитание... Люди так лучше понимают, что они защищают», — рассказывает Даублис. По словам членов «Союза», они готовятся противостоять российскому наступлению на Литву.
Если Литва вступит в войну, «стрелки» пойдут воевать вместе с армией. «Мы подчиняемся главнокомандующему Литовских вооруженных сил. Наша «элита» — лучшие из стрелков — автоматически входят в регулярные войска. Какую конкретно «миссию» Литва им поручила, стрелки не раскрывают, отмечая, что основная их роль — это территориальная оборона.
Организация имеет несколько источников финансирования. Часть расходов покрывает Министерство обороны Литвы. Часть — членские взносы — семь евро в год. «Сумма достаточно символическая, чтобы могли ее «потянуть» в регионах, где люди более бедные», — говорит Даублис. Львиную же долю расходов — на инструкторов, аренду тиров и прочее — ребята покрывают либо в складчину, либо с помощью меценатов. Как среди самих стрелков, так и среди их друзей и сторонников в Литве — очень много бизнесменов.
ОСОБЫЙ ШТАБ НАТО
Практически перед посадкой в самолет на Киев «Дню» удалось побывать в недавно созданном штабе НАТО в Литве. Он открылся в Вильнюсе 4 сентября прошлого года.
Одной из главных задач этого штаба НАТО, как и аналогичных ему штабов в Болгарии, Латвии, Польше, Румынии и Эстонии, является координация сил быстрого реагирования Североатлантического альянса в случае международного кризиса в регионе.
ЯКОБ СОГАРД ЛАРСЕН, ПОЛКОВНИК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ДАНИИ, НАЧАЛЬНИК ВИЛЬНЮССКОГО ШТАБА НАТО
К созданию новых штабных структур в НАТО планируют приступить на основании решений саммита этой организации, который состоялся в Уэльсе осенью 2014 года. На этой встрече государства-члены альянса договорились создать силы быстрого реагирования численностью в пять тысяч лиц, способных в кратчайшие сроки ответить на любые реальные или гипотетические угрозы участникам НАТО.
Начальником вильнюсского штаба стал Якоб Согард Ларсен, полковник вооруженных сил Дании. Больше всего военных для работы в литовском штабе направили Германия, Канада и Польша.