Нужно сразу сказать, что название книги «Третє Око» — не в бровь, а в глаз (извините за невольный каламбур). Во-первых, Ольга Петрова — график и живописец, чьи работы знают, ценят и коллекционируют и в Украине, и за рубежом. Причем, не только в Европе, но и в далекой Японии. Во-вторых, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, умеющий досконально и четко разложить по полочкам те или иные течения и явления в искусстве вообще, и в украинском, в частности, дать профессиональную оценку личности художника в социуме. Иногда жесткую и нелицеприятную. И, наконец, в третьих: Ольга Петрова -непосредственный участник многих событий, повлиявших на творчество художников, о которых она пишет, лично знакома с людьми, чья гражданская позиция в разные годы существенно повлияла на «перемену участи» интеллигенции.
Признаюсь, мне было боязно открывать книгу — отпугивал подзаголовок: «Мистецькі студії. Монографічна збірка статей». Да и издана она была при содействии Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины. Мне, непрофессионалу в искусствоведении, казалось, что (да простит меня автор) текст будет изобиловать специфическими терминами, понятными и интересными лишь узкому кругу. Но любопытство взяло верх...
Книга «Третє Око» — не монография в классическом понимании этого слова. Ольга Петрова создает живое мозаичное панно, персонажами которого становятся бунтари-шестидесятники (И.Григорьев, В. Рыжих, А. Рыбачук, В. Мельниченко), инакомыслящие, не приемлющие конформизм «совка» и спрятавшиеся во «внутренней эмиграции», молодые талантливые художники поколения 70-х (В. Будников, З.Лерман, Ю. Луцкевич, В. Реунов), мастера «украинского ренессанса» (термин российских экспертов, появившийся в 80-е годы) Т. Сильваши, С. Гета, С. Базилев, С. Одайник, инициаторы движения «антижлобизм» во главе с Антоном Мухарским, бывшие модными и популярными на исходе прошлого века, после распада нерушимой Страны Советов. Не ко всем из своих героев автор относится однозначно, чьи-то проекты не принимает вовсе, но критика ее не агрессивна, а аргументирована — подкреплена литературными, историческими, политическими аллюзиями.
М. ШИМЧУК. ИЗ СЕРИИ «ДЖАЗ». 2015 г.
Ольга Петрова не соблюдает жесткой жанровой, стилистической или хронологической формы в своих текстах. Не старается быть отстраненным наблюдателем. Страстный, прямолинейный, а, порой, даже резкий человек в жизни, она не скрывает личных симпатий к выбранным ею героям монографии. Теоретические статьи перемежаются с яркими очерками о творчестве художников, близких автору по духу, — Сергее Параджанове, Даниле Лидере, Адальберто Эрдели.
Лично знакомая со многими персонажами книги — Сашей Животковым, Анной Гидорой, Валерием Шкарупой, Сергеем Савченко, Михаилом Щиголем, Сергеем Гаем, Владиславом Шерешевским, Катей Корнейчук, Алексеем Малых, Александром Павловым — я не только узнала о них немало нового, но поняла для себя, почему именно эти художники не потерялись в толпе во времена перемен, что питает их природный талант и завораживает, когда смотришь на их работы.
«Який же шир вміститися тут зміг! / Так цілий світ вмістилище знаходить...» — эту цитату Райнера Мария Рильке Ольга Петрова приводит, обобщая рассказанную ею увлекательную историю путешествия в потаенные лабиринты творчества. И более комментариев не требуется.
P.S. Монография Ольги Петровой «Третє Око» вышла в свет во многом благодаря меценату Стелле Беньяминовой (StadleyArtFoundation), истинному ценителю и коллекционеру украинского искусства. Она никогда не афиширует свое участие в каких-либо акциях подобного рода, и именно поэтому хочется выразить ей искреннюю благодарность за возможность прочитать эту книгу.