Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чтобы не было «сыновей полка»...

Общественные организации объединяются для защиты прав детей, потому что у государства нет четкой стратегии
16 марта, 2016 - 17:12

В Украине — 7,6 миллиона детей, из которых 600 тысяч проживают на оккупированной территории, 200 тысяч — дети-переселенцы. Также у нас более 150 тысяч детей с инвалидностью, за чертой бедности — один миллион несовершеннолетних. По данным экспертов, от 35% до 50% детей подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Через 10—20 лет эти дети будут составлять основной экономический массив Украины. Эти 7,6 миллиона (что очень мало для страны с населением 42,7 миллиона человек) — актив, без которого государства не может быть. Как можно защитить наше будущее?

«ПОЛИТИКА ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕТЕЙ ЧАСТО ЗАВИСИТ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЙ»

Эксперты отмечают, что сегодня в Украине нет четкой стратегии и координации работы с детьми. Поэтому общественные организации призывают объединяться для решения неотложных проблем несовершеннолетних. Недавно девять международных и украинских общественных организаций объединились в «Украинскую сеть по правам ребенка», чтобы работать над защитой прав детей и развитием социальных услуг для семей с детьми. Среди общественных организаций, создавших инициативу, — ОО «Лига социальных работников Украины», украинский фонд «Благополучие детей», ВОО «Магнолия», Украинский фонд общественного здоровья, благотворительный фонд «СОС Детские городки», благотворительная организация «Надежда и жилье для детей», партнерство «Каждому ребенку». Одна из задач, которые ставит перед собой объединение, — способствовать реализации законодательства в сфере детства.

«Когда мы проанализировали законодательство, то обнаружили в нем много недостатков. Проблема в том, что ребенок в Украине «принадлежит» то одному, то другому ведомству, и политика относительно него часто зависит от политических амбиций. Если взять предыдущую власть, то очень часто гарантии президента невозможно было выполнить, а существующие законы относительно детей стимулировали направление в интернаты. Также у нас неправильно трактовалась конвенция ООН о правах ребенка в плане важности и приоритетности права ребенка на семью. Расхождений много, и это, в частности, привело к объединению общественных организаций», — комментирует заместитель директора партнерства «Каждому ребенку» Зинаида Кияница.

Когда мы проанализировали законодательство, то обнаружили в нем много недостатков. Проблема в том, что ребенок в Украине «принадлежит» то одному, то другому ведомству, и политика относительно него часто зависит от политических амбиций. Если взять предыдущую власть, то очень часто гарантии президента невозможно было выполнить, а существующие законы относительно детей стимулировали направление в интернаты. Также у нас неправильно трактовалась конвенция ООН о правах ребенка в плане важности и приоритетности права ребенка на семью. Расхождений много, и это, в частности, привело к объединению общественных организаций

Недавно в Закон Украины «Об охране детства» внесена статья, разделенная на две части, отвечаеющая Конвенции ООН о правах детей. Статья касается защиты детей, находящихся в зоне военных действий, и запрета на участие детей в военных действиях и вооруженных конфликтах. «Законом предусмотрен алгоритм работы с такими детьми и определена ответственность — кто это должен делать и кто за что отвечает, — объясняет Зинаида Кияница. — Ведь до сих пор у нас нет четких данных об этих детях, не урегулированы вопросы относительно их защиты. Также предусмотрена уголовная ответственность за привлечение детей к участию  в вооруженных конфликтах, потому что и с одной, и с другой стороны есть воюющие дети».

«СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ЗАНИМАТЬСЯ НЕКОМУ»

По словам председателя правления «Украинской сети за права ребенка» Дарии Касьяновой, острой остается проблема насилия над детьми. «Если в 2012 году у нас появилась армия социальных работников, задачей которых было помогать семьям в сложных жизненных обстоятельствах — обнаруживать такие семьи, работать с ними, чтобы не допустить попадания ребенка в интернат, то сейчас по большому счету этим заниматься некому. И мы понимаем, что все эти вопросы решатся нескоро», — акцентирует Дария Касьянова.

Специалисты отмечают, что сегодня в Украине актуален вопрос защиты не только детей, пострадавших от войны. Например, в Киеве, по данным КГГА, никто даже не может назвать общее количество детей.

«Когда мы провели анализ социального пространства, оказалось, что в столице никто не может сказать, сколько есть детей до 18 лет. Считают тех, кто ходит в детсады и школы, но дети оканчивают школу — и эту группу никто не может классифицировать, — объясняет исполнительный директор Немецко-Польско-Украинского общества в Украине Андрей Пиддубний. — Этот анализ мы провели с Национальным педагогическим университетом имени М.П. Драгоманова и Институтом семейной и молодежной политики Министерства молодежи и спорта. Или другое: молодежь 14-18 лет говорит, что у родителей не хватает на них свободного времени, а родители говорят, что они свободное время проводят в сети — так является ли это проблемой?».

Эксперты настроены на серьезную работу: сотрудничество общественных организаций предусматривает взаимодействие с государством, активисты рассчитывают на поддержку региональных громад. По данным специалистов, сегодня в Украине вопросами защиты прав детей занимаются около 200 организаций. На самом деле, это не так уж и много: по словам Андрея Пиддубного, в Германии правами детей занимаются 60 тысяч таких организаций.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ