Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У него не было маленьких дел

О Николае ПЛАХОТНЮКЕ, основателе Музея шестидесятничества
25 марта, 2016 - 12:40
ФОТО УНИАН

Ми ті,
що переступили
через смерть.
Ми ті,
що запалили вогонь
правди,
мужності,
чистоти.
Ми ті,
що душі свої поклали
на крила вічності.

Атена ПАШКО

Национальное самосознание и организаторские способности Николая Плахотнюка начинались еще со школьной парты, с организованных им кружков самодеятельности с мероприятиями, посвященными Тарасу Шевченко, Ивану Франко, Лесе Украинке.

Иногда в памяти всплывают незабываемые исторические события прошлого, и то, что происходило полвека назад, отчетливо предстает в настоящем: вот стоит рядом Николай в большой группе единомышленников около памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко мрачного 9 марта 1966 года, поем «Думи мої, думи мої», «Реве та стогне Дніпр широкий...», «Заповіт», читаем стихи Великого Пророка... И вот Николай вдохновенно предлагает нам, студентам политехнического института Анатолию Стеценко и мне, организовать в КПИ фольклорный хор.

Вскоре Анатолий собрал около 40 желающих с разных факультетов. На первых репетициях хора присутствовали бандурист Незовибатько и Нина Матвиенко, а незадолго до Нового года из этого хора определились две группы колядовщиков. Тогда к нам присоединились еще некоторые студенты из медицинского института, университета, института гражданской авиации (Георгий Веремийчик). На фотографиях, висящих на стендах Музея шестидесятничества, видим колядовщиков тех времен, а среди них — и трех очаровательных поющих сестер Пономаренко (Татьяну, Анну и Варвару), а также Павла Орлюка, студента КПИ, который был Маланкой, студента медицинского института Виктора Реминного, Василия Здоровило, вскоре окончившего инженерно-строительный институт, Николая Медведчука — все они из Тихого Хутора, земляки Николая Григорьевича.

Репетиции проводили Николай Плахотнюк, Юлий Журавский — скрипач, директор одной из киевских музыкальных школ и сопилкарь, и автор этих строк, в те времена — студент. Тогда же Юлий Журавский сформировал троистую музыку «Весилина» (скрипка, цимбалы, сопилка, бубен).

С огромным восторгом встречали Николая с колядовщиками уже известные писатели, ученые, деятели искусства: Михаил Брайчевский, Борис Антоненко-Давидович, Иван Гончар, Олесь Гончар, Петр Бойко, Иван Драч, Галина Севрук, Людмила Семыкина, Люба Панченко, Лина Костенко и многие другие выдающиеся украинцы.

У Николая Григорьевича на протяжении жизни не было маленьких дел. Все он делал с огромной ответственностью и воодушевлением, невероятной самоотверженностью и оптимизмом. Шла ли речь о создании музея шестидесятничества или о приведении в порядок мусоросвалки на родной земле под Тихим Хутором, или о работе с молодежью, или о лечении своих пациентов от туберкулеза.

На протяжении всей жизни Николай Плахотнюк мечтал о высокоразвитой национальной, европейской цветущей Украине, боролся за нее. В жизни всегда был энтузиастом и большим романтиком, любил путешествовать как в восточных степях Украины, так и в Карпатах на западе. Имел энциклопедическую память и хорошо знал историю своего края, этнографию, культуру, обычаи, традиции, песни и притчи и охотно делился своими наработками с окружением. По сей день помнят в Тихом Хуторе организованные им купальские вечера 1970 года с сотнями участников — исполнителями хороводов и купальских песен.

Николай Григорьевич Плахотнюк всегда самоотверженно и жертвенно боролся против большевистской догмы подавления. Горел духом свободы, стойко переносил ужасные испытания и пытки преступников коммунистического режима в лагерях, запугивания с избиениями, гонения и никогда в жизни не только не предал своих побратимов, но и не осуждал «заблудших», не жаловался на обидчиков.

В последние дни своей жизни Николай Григорьевич заметил: «Умирающему человеку уже безразлично, от какой болезни угасает — только бы безболезненно, без бремени для других».

Сотням друзей и единомышленников придавали сил его доброжелательные поздравления с днем рождения (он никогда не забывал такие дни) или с определенными достижениями. Потому что искреннее, спокойное слово шло от его доброго сердца...

Виктор ГРЕБЕНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ