Хуберт Кампа интересуется богословием и занимается иконописью, — коренной поляк, который душой с украинцами. Сегодня Хуберт опекает военных, а также является волонтером организации «Eleos-Ukraine», которая функционирует при Синодальном отделе социального служения и благотворительности УПЦ КП. Кстати, Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет наградил иконописца медалью «За жертвенность и любовь к Украине» С Хубертом Кампой беседуем о его открытии событий Майдана и войны на востоке, о милосердии и духовности в иконе.
— Хуберт, как вы приобщились к инициативам организации «Eleos-Украина» и познакомились с этими проектами пленэров?
— Впервые я приехал в Украину четыре года тому назад на международный пленэр иконописцев, который, кстати, организовывали художники из Львова в Замлинье, на Волыни. Я представлял польскую сторону. У меня было немного шоковое состояние, поскольку приехал в Украину и сразу же попал на Волынь. Вы знаете, насколько для поляков этот регион является дискуссионным. Однако именно во время этого мероприятия удалось лучше узнать вашу страну, познакомиться с людьми, которые больше рассказали о событиях, происходящих здесь.
Позже был уже пленэр в Польше, в Новицах, а затем — снова в Замлинье, где и познакомился с отцом Сергеем Дмитриевым (отец Сергей Дмитриев является заместителем председателя Синодального отдела социального служения и благотворительности УПЦ КП, исполнительным секретарем Комиссии по вопросам социального служения Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций, Председателем правления ОО «Eleos-Ukraine». — Ю.Л.). Кстати, в то время была авария «Боинга 777», завершение событий на Майдане. После пленэра я отправился в Киев, чтобы посетить своего друга, а отец предложил ехать с ним. По дороге мы говорили о проектах и инициативах. Накануне я кое-что узнал о Майдане, но не до конца. Когда мы беседовали с отцом Сергеем, то возникла идея организовать следующий пленэр, который смог бы стать своеобразной формой благодарности за это тяжелое для Украины время, ведь приближалась первая годовщина. Тогда же мы организовали такой пленэр в Киеве, в Михайловском соборе. Были приглашены художники из разных стран. Тогда Майдан еще не был полностью убран, стояли баррикады, я много раздумывал, что же нарисовать. Скажу откровенно — первые три дня мероприятия я не мог ничего сделать. Во время одной из выставок я увидел Святое Письмо, привезенное после боевых действий из Саур-Могилы. Есть вероятность, что этот текст как раз держал один из украинских военных перед смертью. Для меня, поляка, это был шок, поскольку мы в Польше не получаем достаточное количество информации. Книга Святого Письма была раскрыта на одной из страниц. Я прочитал текст — это рассказ об Иисусе Христе, который пришел к Своим ученикам в бурю и сказал им: «Не бойтесь!». Тогда же я нарисовал маленькую иконку с этой сценой. После чего отец Сергей предложил ехать с ним на восток к военным. Я согласился, и во время пленэра мы побывали под Мелитополем, посетив 30-ую бригаду. То, что я там увидел, также повергло меня в шок. С одной стороны, нехватка элементарных вещей: продуктов, средств гигиены, всего остального. С другой — открытые и теплые сердца, способные на самопожертвование. В других странах военный — это профессия, люди идут на войну, как на работу, в Украине солдаты — это люди, которые борются за идею, они очень молодые, практически дети. Со многими военными познакомился лично. После того как я собственными глазами увидел, что творится в Украине, остался волонтером организации «Eleos-Украина».
— Вы принимали участие в пленэре «Милосердие в иконе». Насколько эта инициатива была важной для событий, происходивших в Украине?
— Главная идея этого мероприятия — чтобы иконы после завершения пленэра попали в военные госпитали как форма благодарности за терпение и страдания. Каждый из художников находил для себя святого, который воплощал в себе милосердие, кто-то рисовал Богородицу. Все иконы составили определенную выставку. Мы с отцом Сергеем ездили к украинским военным на восток на Рождество, позже решили показать эту молитву в иконе полякам, выставляя работы в здешних храмах. Мы не случайно назвали выставку «Молитва за Украину». Первая презентация икон состоялась в Варшаве во время годовщины «черного четверга». Поразило, что на эту акцию пришло около тысячи людей, храм был переполнен. Мы все вместе молились Божьему Милосердию с духовенством из УПЦ КП. Была чрезвычайно сильная молитва. Позже выставка состоялась в других городах, в частности в Ополе. Перед открытием мероприятия я узнал, что именно в этом городе проживает немало поляков, которые жили в Украине и были принудительно переселены. Вспоминаю, как устанавливал баннер выставки с надписью «Молитва за Украину», ко мне подошел один пан и говорит: «Я не должен молиться за Украину!» Позже во время выставки увидел одну пани, которая стояла перед иконами и плакала. Я подошел и спросил, что случилось. Пани ответила, что она всю жизнь воспитывалась в семье переселенцев, которые прививали ей ненависть к Украине. Наша акция открыла правду. Украинцы — не такие, как о них рассказывали; это многострадальный народ, который нуждается в защите. Но это был не единичный случай. После выставки наших икон немало людей изменило свое мировоззрение.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
— Летом прошлого года у вас снова был пленэр. Вы продолжали идею и в дальнейшем?
— Да, мы опять изображали милосердие в иконе, но уже опираясь на тексты Ветхого Завета. Хочу сказать, что это нелегкое дело. Но мы имели хорошую возможность развивать себя духовно, искать новые интерпретации. Позже все вместе встретились в Киеве и работали над освещением проблемы эмиграции опять-таки на основе текстов Святого Письма, отображая их в иконе. Выставка была презентована в Софии Киевской, в доме Митрополита. Недавно мы передали часть икон в больницы в Польше, даже организовали специальные концерты. Например, в Люблине, выступал хор из Ровенской области. И опять-таки эти мероприятия были своеобразной порцией информации, ведь мы, поляки, погружаемся в проблемы жизни своей страны, забывая о Майдане. И тут кто-то приезжает из Украины с иконами и благодарит за молитву! Это было очень важно — показать, что украинцы не только берут, но и отдают. Кстати, информация о нашем мероприятии даже попала на центральные польские телеканалы.
— Несколько недель тому назад вы также передали иконы Львовскому военному госпиталю. Возвращение икон к таким медицинским заведениям — это тоже своеобразный символ?
— Да, конечно. Во-первых, это символ единства, в первую очередь с теми людьми, которые сейчас на передовой. Во-вторых, метафора веры, ведь через эту молитву, представленную в иконе, никто не отброшен и не забыт.
— А что для вас как для художника-иконописца означает милосердие в иконе?
— Человек не может назвать себя абсолютно милосердным, ведь для него, особенно в современном мире, это большие хлопоты — отодвинуть собственные интересы и пожертвовать себя другому человеку. Лучшим примером милосердия является только Бог, а мы можем брать Его в качестве примера через тексты Святого Письма. Для меня лично милосердие — это диалог, когда я стремлюсь слушать другого, а не говорить монологом, отхожу от собственных стереотипов. Мы должны говорить правду. Диалог и милосердие — это желание открыться другому, даже при наличии собственных ран, например, я уже вспоминал об образе Волыни в сознании поляков.
— Какие еще планируете инициативы совместно с организацией «Eleos-Украина»?
— Планируем организовать совместный пленэр в Иерусалиме. Хотим отобрать не только хороших в плане техники иконописцев, но и людей, которые духовно переживают свой труд, являются верующими. Также мы отберем художников, которые на протяжении своей жизни боролись с определенными зависимостями — от наркотиков или алкоголя. Иконописцы взаимно будут поддерживать друг друга, ведь тема планеру — «Преображение Господнее». Главная идея этого мероприятия — возобновление нормальной жизни, понимание того, что даже если пойдешь не той дорогой, всегда есть шанс вернуться и начать сначала. Позже снова соберемся в Киеве, как и ежегодно, поскольку таким образом отдаем дань памяти событиям на Майдане.