После того как премьер Арсений Яценюк в воскресенье заявил о своей отставке, Президент выставил требование до вторника сформировать новое правительство. Он заявил, что приоритетным на посту главы Кабмина для него является фамилия Владимира Гройсмана. Фигура спикера ВРУ была понятна и предсказуема, потому что он является соратником Порошенко и вроде бы компромиссной фигурой, которого на этом посту Порошенко видел еще после парламентских выборов 2014 г. Но никто не ожидал, что именно Гройсман проявит в вопросе формирования состава правительства стойкость. Как следствие — «премьериада» затянулась и даже пошли слухи, что Юрий Луценко начал рассылать депутатам SMS с дедлайнами и с требованием ускорить процесс относительно формирования коалиции. Вместе с тем, в СМИ запустили слухи, что это Яценюк затягивает процесс, чтобы продержаться на должности премьера как можно дольше.
Западные же СМИ продолжили критически атаковать украинскую власть. После обвинений украинской верхушки в коррупции западный мир убедился, что отставки и перетасовки в украинских реалиях являются не поиском конструктивности, а скорее — признаком глубокого кризиса.
ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО
Однако в среду, как сообщили СМИ, процесс формирования нового Кабмина все же якобы закончился. На момент сдачи номера «уравновешенный» состав нового правительства выглядел так: первый вице-премьер — министр экономики — Степан Кубив; вице-премьеры: по евроинтеграции — Иванна Климпуш-Цинцадзе, по социальной политике — Павел Розенко, по гуманитарному блоку — Вячеслав Кириленко, по делам АТО и оккупированных территорий — Владимир Кистион. Минсоцполитики возглавит Андрей Рева, Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ — Геннадий Зубко, Министерство экологии и природных ресурсов — Остап Семерак, Министерство АПК — Тарас Кутовый, Минобразования — Лилия Гриневич, Министерство культуры — Евгений Нищук, Министерство спорта — Игорь Жданов, Министерство информационной политики — Юрий Стець, Министерство финансов — Александр Данилюк, МВД — Арсен Аваков, Министерство юстиции — Павел Петренко.
О качестве и перспективах будущего правительства «День» спросил у эксперта Института политического образования Александра СОЛОНТАЯ:
— Для того чтобы проводить глубокие всеобъемлющие реформы, нужно было формировать правительство технократов. Но политики не решились на это и сформировали политическое правительство. Поэтому ему необходимо давать политическую оценку: кто под ним подписался и кто будет нести за него ответственность, то есть чей рейтинг сгорит, как сгорел рейтинг Яценюка, если не будут осуществлены необходимые преобразования. В данном случае это Петр Порошенко. Поэтому если новый Кабмин будет провальным в своей работе или же будет отвечать уровню предыдущего, то ничего другого не останется, кроме как идти на внеочередные парламентские выборы, а, возможно, сразу на президентские выборы. Потому что рейтинг Порошенко сгорит, единство фракции БПП никто не сможет удержать, поэтому выходом будут выборы, которые рикошетом ударят по президенту. Но наихудший сценарий — массовые уличные протесты.
То, что происходило в течение последних дней в БПП с определением членов правительства, — это просто межвидовая борьба в окружении Петра Порошенко, где Гройсман хотел быть вторым после президента, а не третьим или четвертым. Это свидетельствует о том, что он ближайший член команды и даже может позволить себе эту внутреннюю борьбу. Но это, к сожалению, ничего не говорит о перспективах работы его правительства.
Владимир Гройсман был мэром Винницы, первым вице-премьером, и.о. премьер-министра, а также спикером Верховной Рады — у него есть и позитивный, и негативный опыт на местном и национальном уровне. Для него данное назначение означает, что в случае если он не справится с поставленными задачами и вызовами, он полностью «сгорит» как политик.
На местном уровне Владимир Гройсман был одним из лучших мэров в Украине. Он мог держать общественность в своих руках, получать от этого наилучший результат для своих патронов в условиях олигархической авторитарной системы и одновременно делать что-то позитивное для города. Он нашел баланс между тогдашней системой и умением продемонстрировать что-то хорошее. Но потом времена изменились, и в более свободных условиях Гройсману удалось сохранить власть в Виннице, которую сейчас возглавляет его человек, а большинство в горсовете имеет его местная партия. Но все это базируется на том, что Петр Порошенко ему не мешает, потому что он является его сателлитом. Оценивать Владимира Гройсмана как самостоятельного игрока было сложно еще в Виннице, а теперь тем более.
Но «каждый солдат мечтает стать генералом» — у Гройсмана есть амбиции когда-то стать самостоятельным политиком. Он заботится о своем политическом будущем, не желает провала, а потому смог отстоять и создать правительственную команду, введя в нее приближенных к себе людей. Амбиции Владимира Гройсмана — дополнительная надежда на больший успех нового правительства. Они заставляют его шевелиться, поэтому есть надежда, что он сможет повторить опыт Винницы в масштабах государства, найдя компромисс между той системой, которая его назначила, и желанием сделать что-то позитивное. А цена компромисса — наивысшая должность премьер-министра в парламентско-президентском государстве, причем Петр Порошенко останется самым влиятельным политиком, который взял на себя ответственность за правительство.
Но общество уже не в том состоянии, чтобы давать для изменений много времени, как Яценюку, поэтому Гройсман имеет максимум 9 месяцев, чтобы продемонстрировать результат.